15 ноября на сцене Культурного центра ЗИЛ хореографическая композиция «Времена года»

0
17

15 ноября 2015 года на сцене Культурного центра ЗИЛ (Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1) публике будет представлена хореографическая композиция «Времена года». В основу работы положен музыкальный цикл композитора Владимира Мартынова – «Времена года». Он включает материалы одноименного произведения Антонио Вивальди, Баховской прелюдии, увертюры Мендельсона и канона Арво Пярта. В партитуре Мартынова речь идет не о смене сезонов календарного года, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Каждый сезон представлен фигурой определенного композитора. Весна — это XVIII век, Вивальди, с которого начались публичные концерты. Бах – лето, рассвет композиторской мысли, летнее цветение. Осень связана с Мендельсоном, который заново открывает Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. С этого началась ностальгия по старой музыке. То, что делает Арво Пярт — это последний из возможных композиторских жестов. И в его творчестве уже заметны признаки зимы — окостенения, омертвения.

15 ноября на сцене Культурного центра ЗИЛ хореографическая композиция «Времена года»

15 ноября на сцене Культурного центра ЗИЛ хореографическая композиция «Времена года»

15 ноября на сцене Культурного центра ЗИЛ хореографическая композиция «Времена года»

15 ноября на сцене Культурного центра ЗИЛ хореографическая композиция «Времена года»

Хореографическое осмысление спектакля создано тремя талантливыми хореографами. Кирилл Симонов, лауреат премии «Золотая маска» раскрывает «Весну» и «Зиму», а тандем Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева описывает «Лето» и «Осень». В хореографии тонкими намеками прослеживаются сюжеты, заложенные композитором в сочиненных для цикла пьесах, например, летний «Послеобеденный сон Баха» и «Осенний бал эльфов» для части «Осень».

Язык хореографии в спектакле перекликается с музыкальной канвой произведения, которое представляет собой игру в различные композиторские стили и техники. Опираясь на классическую базу, танцовщикам предлагают новую форму и темп танцевального выражения. Изогнутые спины, высокие прыжки и резкие падения на пол, хитрые сплетения тел артистов и танец на табуретах.

Костюмы сменяются в унисон эпохам музыкального повествования. Есть и светлые полупрозрачные туники из туаля, дополненные ярко-красными венками на головах танцовщиц, и черные юбки-солнце у мальчиков и девочек, контрастирующие с белым верхом, и обтягивающие темные трико. Танцовщики скользят на пуантах по сцене, словно на катке, имитируя «лунную походку».

Графичность, четкие линии, простые цвета повторяющихся вертикальных модулей являются основой лаконичного дизайна декораций, дополняющих минималистическую музыку постановки.

Ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко является неотъемлемым участником спектакля: исполняя музыку на сцене, музыканты как одно целое взаимодействуют с танцовщиками, когда действие одних вторит действию других и наоборот.

После назначения в 2012 году Елены Тупысевой художественным руководителем театра «Времена года» — это первая мощная работа в новом составе в стиле неоклассического балета на музыку современного композитора-минималиста Владимира Мартынова. Спектакль перевернул представление зрителя о классике и произвел сильное впечатление на театральных критиков. Балет ВРЕМЕНА ГОДА в том же 2013 году занял почетное место среди московских культурных событий в рамках фестиваля Владимира Мартынова «OPUS PRENATUM. Каталог».

Начало в 19.00.

Для справки:

Владимир Мартынов – композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. Его нередко причисляют к школе минималистов, хотя на самом деле его музыкальный кругозор оказывается намного шире.

В 1970 закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова). В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. В 1975-1976 участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполнявшего европейскую музыку XIII–XIV веков. В 1976-1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. Увлекался электроникой, рок-музыкой и арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост. В 1976-1978 в творчестве композитора произошел перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте. Как эстетик и философ развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним – исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п.

Владимир Мартынов – автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Поворот», «Остров» и др., а также к ряду мультфильмов («Шкатулка с секретом»). Принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100». Мартынов известен своими совместными театральными работами с Юрием Любимовым и Анатолием Васильевым.

Владимир Мартынов – один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫон, Л. Фёдоровым.

Пресс-служба театра «Балет Москва»
Фото — Руст2D

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here