Айрат ТУХВАТУЛЛИН: «У «Театра Луны» есть все составляющие для успеха!»

0
31

За плечами выпускника продюсерского факультета ГИТИСа Айрата Тухватуллина уже огромный опыт театрального менеджмента. Работая в общественной организации «Гранд Гала Продакшн», он организовал гастрольные туры «Илзе Лиепы и Звезд русского балета» по России и миру, а также гастроли «Государственного балета Нанси и Лотарингии» с участием звезд театра Гранд Опера в Большом театре. Вместе со своим соратником, актером и режиссером Михаилом Горевым, 10 лет руководил частным театром, в котором играли такие звезды как Михаил Ефремов, Дмитрий Харатьян, Александр Балуев, Гоша Куценко и многие другие. Проработав в Театре Сергея Безрукова заместителем директора, начал свое собственное дело, учредив «Международное театральное агентство «Интерстейдж». В агентстве он работал над организацией гастролей российских, итальянских и американских театральных трупп, а также показов спектаклей в рамках «Международного фестиваля им. А.П. Чехова». В 2017 году он попал в кадровый резерв Департамента культуры города Москвы и вскоре был назначен директором московского «Театра Луны».

Мы встретились с Айратом Тухватуллиным, чтобы узнать о его достижениях на посту директора «Театра Луны» за прошедший год.

– Как вы стали директором театра?

– Я всю свою жизнь занимаюсь только театром. Более 10 лет руководил частным театром и за это время выпустил 20 спектаклей, занимался их прокатом и продвижением. В прошлом году Департамент культуры города Москвы предложил мне возглавить московский «Театр Луны». Мы встретились с художественным руководителем театра Сергеем Прохановым, поговорили и поняли, что нам будет комфортно вместе развивать жизнь на «Луне».

– С какой профессией можно сравнить вашу работу?

– Очень интересный вопрос! По моим ощущениям, это чаще всего похоже на дирижирование оркестром, когда взмах палочки обеспечивает извлечение нужной ноты из каждого инструмента, а, значит, стройное и гармоничное звучание всего оркестра. Иногда я доктор-педагог-психолог, бывает — минер и ювелир. А часто — просто счастливый человек. Палитра опыта и чувств при моей работе невероятно разнообразна.

– Какое учебное заведение вы можете посоветовать тем, кто захочет в будущем возглавить театр?

– Я сам окончил продюсерский факультет ГИТИСа. Знаете, еще на первом курсе наша завкафедрой сказала: «Здесь вас не научат быть директором театра или продюсером. Здесь в вас воспитают лидера. А где вы примените свои качества — зависит только от вас самих». Сейчас существует несколько профильных вузов, в том числе ГИТИС, где готовят будущих руководителей. Там дают прекрасное профессиональное образование, обучают терминам, базовым технологиям. Тем не менее, есть примеры, когда замечательными директорами становились бывшие монтировщики или администраторы. Считаю, что главное для тех, кто в будущем захочет возглавить театр — это полюбить его! И тогда не особо важно, что ты заканчивал.

– Часто приходится идти на компромиссы?

– Ежедневно! В первую очередь — с самим собой.

– Театр должен сохранять традиции, или идти в ногу со временем?

– Театр должен быть, прежде всего, интересным. Тут тоже необходим некий компромисс. В моем понимании, важно, чтобы в основе своей театр не изменял себе, оставаясь мощным выразительным инструментом, божьим скальпелем, ручкой, кистью, иногда молотом и наковальней. И, конечно, он должен развиваться на уровне форм. Постоянно экспериментировать. Ведь жизнь в движении, в развитии. Остановка процесса приводит к загниванию и отмиранию. Я бы хотел, чтобы суть театра была неизменно высока и прекрасна, а формы интригующе разнообразны.

– Какой спектакль считаете самой удачной постановкой за время работы в театре?

– Думаю, это городской мюзикл «Маяковский» в постановке Александра Рыхлова. Он получился сильным и резким, как сама эпоха начала XX века. В нем много музыки в живом исполнении потрясающих музыкантов, весь спектакль проходит под их аккомпанемент. Слышал, что зрители говорят, выходя из зала: «Что, это все? Как быстро! Хочу еще!». Поверьте, это бальзам на душу директора театра. Школьники, увидевшие спектакль, пишут, что открыли для себя Маяковского, силу его поэзии! Это же так здорово! Сейчас мы работаем над новой постановкой – свою сценическую версию шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» представит болгарский режиссер с мировым именем Лилия Абаджиева. И мне хотелось бы верить, что это будет тоже яркий и красивый проект.

– Любая постановка — творческий риск? Как вы думаете, что сегодня желает видеть зритель? Чем его можно «зацепить»?

– Да, каждая новая постановка – риск и драйв, адреналин и ожидание, бессонные ночи и кризисы. И так всю жизнь. Я люблю это и живу этим. Зритель всегда хочет увидеть историю о себе самом. О себе гипотетическом, ведь в театре мы часто неосознанно проживаем все эмоции актеров и их персонажей. Это дарит ценный опыт. Думаю, это в принципе важно для человека— иметь возможность освоения любого эмоционального опыта, не подвергаясь тем опасностям, с которыми это было бы сопряжено в реальной жизни. Театр в этом смысле идеален, ведь он, по сути, является зеркалом — иногда позолоченным, иногда кривым, иногда так далеко запрятанным в лабиринте, что его нужно сначала найти. Но взглянув в это зеркало, зритель обогащается новым опытом.

– Каким вы видите «Театр Луны» через 5-10 лет?

– О! Я его вижу ярким, модным, процветающим театром! У «Театра Луны» есть для этого всё необходимое: талантливые актеры, горячее желание работать, потрясающе талантливый, ни на кого не похожий, уникальный в своем роде художественный руководитель Сергей Проханов, прекрасное здание в историческом районе Москвы. Есть детская театральная студия «Маленькая Луна», созданная Сергеем Борисовичем и являющаяся предметом нашей особой гордости. Сейчас из 30 постановок театра в 22-х играют наши воспитанники, которые выходят на сцену наравне с профессиональными актерами, где-то в эпизодах, а где-то и в главных ролях. Это дает будущим артистам колоссальный опыт. Проханов смог сделать то, что было не под силу другим — наши дети играют не просто для мам и пап, а для зрителя, который купил билет, и делают это с неизменным успехом. Многие из них поступают в творческие вузы. Я очень надеюсь, что они вернутся в наш театр уже с дипломами и продолжат радовать давних и новых поклонников. Так что я уверен, что будущее нашего театра непременно будет наполнено творчеством, и существовать он будет так же долго, как и само небесное светило, имя которого сияет в нашем названии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here