Александру Розенбауму исполнилось 65 лет

0
2

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Семья жила в доме № 102 на Невском проспекте.

rozenbaum

Заниматься музыкой стал с пятилетнего возраста. Получил классическое музыкальное образование начального уровня по классу фортепиано и скрипки. Игре на гитаре учился самостоятельно, но азы игры на этом инструменте получил, занимаясь с известным гитаристом Михаилом Александровичем Мининым. Участвовал в самодеятельности.

В период 1968-1974 годах получил медицинское образование в Первом медицинском институте Ленинграда по специальности врача-терапевта общего профиля. Специализация — анестезиология и реаниматология. По завершению института начал работать врачом «скорой помощи».

Одновременно с обучением в медицинском вузе, занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С.М. Кирова, где и получал образование по классу аранжировки. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс».

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф.Э. Дзержинского.

Как ни странно, первыми песнями Александра Розенбаума были песни о любви — «Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета», и о войне — «Звездопад», «Дай мне минуту». А также о любимом родном городе — «Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году.

К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля — «Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие, – всегда рождали много необоснованных слухов.

Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве — «Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок». Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум.

Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане — «Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся», не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе — «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это — «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Его творчество характеризуется и интересом к судьбе декабристов — «Декабристский сон», истории России послереволюционных годов — «Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака», к цыганской жизни — «Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…» и многим другим темам.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

По материалам сайтов wikipedia.ru, www.rozenbaum.ru,
Фото из открытых источников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here