Анджей САПКОВСКИЙ: «Автор фэнтези — это такой вид идиота»

0
3

Я (Юлия Рыженкова — прим. ред. АртМосковия) разговариваю с польским писателем Анджеем Сапковским в Барселоне, на Европейском конвенте фантастики “Еврокон”, где он является приглашенным почетным гостем. Только что в течение часа пан Анджей отвечал на вопросы полного зала своих поклонников, и теперь ему хочется “промочить горло”. Пан Анджей хорошо говорит на русском, как и еще примерно на восемнадцати иностранных языках. И точно понятно, когда он шутит — пусть даже с абсолютно серьезным выражением лица и в грубоватой форме. Я попыталась передать в интервью характер и юмор этого интересного человека и мастера фэнтези.

Анджей Сапковский рассказал «Солидарности», есть ли в Польше талантливые писатели, кроме него. С разрешения редакции АртМосковия публикует интервью с мэтром фэнтези и фантастики.

sapkovskiy

ПРОФЕССИЯ ПИСАТЕЛЬ

— Есть ли профессия “писатель” в Польше?

— Я помню, много лет назад хотел купить мобильный телефон, когда пришел в магазин, меня спросили: “Вы кем работаете?” Я ответил: “Я — писатель”. — “Кто?! Нет, мы мобильники продаем только тем, кто зарабатывает деньги”, — вспоминает Сапковский и тут же добавляет, что сейчас уже все по-другому, сейчас такая профессия в Польше есть. — Если вы меня спрашиваете, можно ли выжить, работая писателем, я отвечу, что да, можно, если у тебя тираж более 20 тыс. в год. Если меньше — нельзя. Но писателям по достижении пенсионного возраста платят пенсию, они зарегистрированы, так что такая профессия есть.

— И много писателей в Польше имеют тираж 20 тысяч?

— Очень мало, — качает пан Анджей головой.

— Что же делать молодым авторам, у которых еще нет таких тиражей? Если бы к вам пришел молодой автор, у которого написан роман, что бы вы ему посоветовали?

— (Смеется.) Научись ремонтировать автомобили! Вот это настоящая профессия.

— Вы сейчас один из самых известных авторов в Польше?

— Нет. Я считаюсь автором фэнтези, а автор фэнтези — это такой вид идиота, который что-то пописывает для подростков…

Мой первый рассказ “Ведьмак” был опубликован тридцать лет назад, в 1986 году, в журнале “Фантастика”. Это был конкурс, и вы знаете, почему я занял на нем третье место, а не первое? Они сказали, что это фэнтези, поэтому не могут дать первое место. Правда, они рассказ напечатали и, к моему удивлению, попросили меня написать еще. И я написал. И они платили мне! Так, я быстро набрал рассказов на книгу, а за книгу платили уже существенно большие деньги!

“А”-СПРАВКА

Анджей Сапковский (польск. Andrzej Sapkowski) — писатель-фантаст и публицист. Родился 21 июня 1948 года в городе Лодзь, Польша. Окончил Лодзинский университет, факультет внешней торговли. С 1972 по 1994 год работал в торговле. В 1986 году написал свою первую новеллу “Ведьмак”, в которой ведьмак Геральт за деньги убивает монстров и разнообразных мифических созданий в фэнтезийном мире. Сага стала его визитной карточкой, она издана практически во всех странах Европы, а также в США, Китае и других.

Помимо “Ведьмака” Сапковский написал также “Сагу о Рейневане”, действие которой развивается в средневековой Европе в период Гуситских войн. Кроме того, он автор множества критических статей про фэнтези и небольших рассказов.

По заявлениям издателей, Сапковский входит в пятерку самых издаваемых авторов Польши. В июле 2016 года награжден Всемирной премией фэнтези за жизненные достижения.

ЖАНРЫ

— Есть ли для вас разница, в каком жанре писать?

— Жанр — это ничто. Если ты можешь писать — ты можешь написать что угодно. Я могу написать что пожелаете. Хотите “50 оттенков серого”? Я могу, но мне это просто не нравится.

Книга хороша, если она хорошо сделана. А “хорошо сделано” — означает, что автор талантлив. И нет никакой разницы, фэнтези это, научная фантастика или “мейнстрим”. Есть лишь разница, хорошо это сделано или нет. Я расскажу один секрет. Лучший способ узнать, хорошо ли то, что ты написал, — прочти это вслух. Если это звучит хорошо, то значит, и написано хорошо.

Если говорить о литературе вообще, то она вся — фантастика, потому что описывает то, что никогда не существовало. О чем бы вы ни писали — о хоббитах, об эльфах, о любви, — это все фантастика. Все книги рассказывают историю.

— А если в этой истории значимая философская, политическая, историческая составляющая?

— Философия? Нет, если вы философ — вы не писатель.

— Какова роль героев?

— Королева — это история, а каждый герой играет свою роль в этой истории. Какой-то больше, какой-то меньше. Все просто.

— Просто? Я не могу сделать этого…

— Я знаю, ведь я писатель, а ты нет! (Смеется.)

— Юмор — важный элемент ваших книг, вы с этим согласны?

— Да. Я тот парень, который любит шутки. Хотите шутку?

— Конечно!

— Парень приходит в парикмахерскую, парикмахер его стрижет и спрашивает: “Вы были в Италии?” Парень отвечает, что не был. Парикмахер: “Там прекрасно! Погода всегда замечательная, итальянская кухня — восторг, а итальянки… ах! Заодно можно поехать в Ватикан на мессу Папы Римского”. Парень едет в Италию. Там все время идет дождь, еда — разогретая в микроволновке, девушки страшные, всё дорого, на мессе толпа народу. Он возвращается, парикмахер его спрашивает: “Ну, вы были в Италии?” Тот отвечает: “Да. Прекрасно! Кухня — великолепна! Целыми днями светило солнце! А девушки! Ах! А с Папой Римским у меня была личная аудиенция! И вот я целую его кольцо на руке, Папа кладет руку мне на голову и спрашивает: что за криворукий идиот тебя так подстриг?”

А вот еще один анекдот, о медведях. Середина зимы, берлога, медвежонок:

— Папа! Мне скучно!

— Спи! Сейчас зима. Мы, медведи, спим всю зиму.

— Расскажи мне историю!

— Ну ладно. — Достает из-под кровати два человеческих черепа, надевает их себе на лапы и озвучивает: “Профессор, а здесь медведи водятся?” — “Да не-е, какие здесь медведи…”

— Вы сейчас много работаете?

— Очень мало! (Смеется.) Я абсолютный лентяй! Я рыболов! Все время рыбачу. Сейчас очень мало пишу, но надо положить этому конец, а то что-то денег нет!

— Что важнее в литературе: рассказать историю или заработать денег?

— Рассказать историю, доставив удовольствие читателям.

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ

— Из современных авторов-фантастов кого бы вы выделили?

— Джо Аберкромби, Джон Скальци, Бен Ааронович. Я читаю их с удовольствием. Вообще я читаю около восьмидесяти книг в год, многие после первой же страницы я отбрасываю. Не интересно. Но есть и другие.

— А книги о Гарри Поттере нравятся?

— Да. Я читал их все и считаю, что они очень хорошо написаны, это мастерство. Молодые люди обожают Гарри Поттера потому, что это хорошая и не глупая книга. Молодых не обманешь!

— В Польше сейчас есть молодые писатели, которых вы считаете мастерами?

— Нет! Ну, кроме меня! (Смеется.)

— Сказывается ли экономическая ситуация в Польше на писателях и на спросе на их книги?

— Ситуация в книжном бизнесе в Польше непростая. Издатели базируются на уже известных именах, и никто не будет рисковать, издавая книгу молодого, никому не известного автора. Публикуют таких, как я, чья фамилия что-то значит. А другим тяжело. При этом книги в магазинах стоят слишком дорого! В среднем 40 — 50 злотых (620 — 770 рублей), это много. Многие удивляются, почему число читателей падает, люди перестают читать. Вопрос прост, а ответ еще проще: слишком дорого!

— Есть ли смысл заниматься электронными продажами книг, не печатая их на бумаге?

— Абсолютно не имеет смысла. Книга должна быть напечатана, она должна быть бумажная. И за это ты должен получать свои деньги как писатель. Электронные издательства — это не более чем хобби.

— Вы говорили, что бумажные книги вы уже не читаете, только в электронном виде. Но сейчас говорите, что книга должна быть обязательно напечатана. Как это сочетается?

— Здесь нет противоречия, поскольку то, что я думаю о книгах, не означает, что я делаю это сам! (Смеется.) Мне удобно читать с экрана, но я знаю, что ничто не заменит бумажную книгу. Электроника заменит все, но только не бумажную книгу.

— Вы эти электронные книги покупаете или скачиваете бесплатно?

— Скачиваю бесплатно с русских серверов (Смеется.) Но я их не продаю! Я их читаю.

— Не обидно, что вас тоже кто-то бесплатно скачивает, а не покупает?

— Обидно, но я умею принимать этот факт.

— Этот факт убивает книжную индустрию или нет?

— Немножко да. Но это как погода, с этим ничего не сделаешь. Что ты сделаешь с дождем или грозой?

— Кстати, почему с русских серверов, а не польских?

— Они лучшие!

АДАПТАЦИИ

— Сейчас очень популярна игра по вашему циклу “Ведьмак”. Вы сами в нее играли?

— (Смеется.) Никогда! Нет времени играть в игры.

— Как относитесь к тому, что по вашим книгам делают игры?

— (Разводит руками.) Они мне заплатили, но мало. Я хочу больше! Я был глуп тогда (смеется), не верил, что у этой игры будет такое будущее, что она будет такая популярная.

— Другие ваши книги могут быть воплощены в виде игр, комиксов и прочего? И что бы вы сами предпочли?

— Все зависит от таланта тех, кто будет это делать. Будут талантливые — будет и успех. Я не против.

— Ваш “Ведьмак” адаптирован разными способами (комиксы, игры, фильмы т.п.). Что вы думаете об адаптациях?

— Адаптации есть адаптации. Они всегда хуже оригинала. Почти всегда. Адаптации описываются кривой Гаусса: плохая — еще хуже — ужасная — не такая плохая — хороша — лучше оригинала. Так что бывают и хорошие. Например, “Сияние” Кубрика намного лучше, чем оригинальное произведение Стивена Кинга. Тут дело в мастерстве адаптатора. Если он хорош, то результат может получиться лучше, чем оригинал. Но это происходит очень, очень редко.

“А”-СПРАВКА

Адаптации “Ведьмака”

Приключения Ведьмака были изданы в виде комиксов. В 2001 году польской телестудией был снят 13-серийный телесериал “Ведьмак”. На основе сериала затем был создан 130-минутный телефильм.

В 2007 году компания CD Projekt RED выпустила компьютерную ролевую игру “Ведьмак”. Игра имела коммерческий успех. До июля 2012 года было продано около двух миллионов копий.

В 2011 году вышло продолжение — “Ведьмак 2: Убийцы королей”.

В мае 2015-го появился триквел — “Ведьмак 3: Дикая Охота” с бюджетом 32 млн долларов на разработку и еще 35 млн на рекламу. Над “Ведьмаком 3” трудилось 220 человек, игра разошлась по миру в количестве 4 млн копий.

В 2009 году по мотивам саги о ведьмаке поставлена рок-опера “Дорога без возврата”.

ЛИЧНОЕ

— Вы политикой интересуетесь?

— Не особенно. Для меня политика отвратительна. Но что делать, мы живем в данном нам мире. Политические мнения — они как задница. Все имеют, но зачем показывать?

— У вас есть социальные сети? Обсуждаете ли вы политику в интернете?

— Есть, но я в этом не участвую. Задница у меня есть, но показывать ее я не хочу.

— Голосуете на выборах?

— Да. Но не знаю зачем. Я хочу быть активным, хочу иметь какое-то влияние, но, конечно, никакого влияния ни у кого нет. Но я хочу!

— Какие женщины вам нравятся?

— Все! Но, извините, я женат. Не надо предложений, пожалуйста. (Смеется.)

При написании интервью использовались фрагменты выступления Анджея Сапковского на “Евроконе” в Барселоне.

Беседовала Юлия РЫЖЕНКОВА,
Источник.
Фото из открытых источников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here