Центр современного искусства «Заря» открывает выставку «Архитектура. Обреченные на оптимизм»

0
34

8 июня 2018 года в Центре современного искусства «Заря» (Владивосток, проспект 100-летия Владивостока, д. 155, корп. 2, вход 10) при поддержке Московского музея современного искусства (ММОМА) откроется выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм». Проект куратора Марии Фадеевой, посвященный истории архитектуры, был разработан специально для Владивостока и впервые в России объединил самые значимые образы в истории архитектуры, начиная с XVIII века. Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет собой своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего.

«Тема русской архитектуры поднимается в «Заре» впервые, но мы подошли к этому вопросу с особым вниманием, — отмечает главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте. — Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических культурных и экономических центров, глядя на городской ландшафт, мы видим себя не в Азии, где располагаемся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре не только как о социальном документе, но и как о важнейшем искусстве, произведениям которого мы доверили нашу повседневность».

Проект фасада правительственного амфитеатра. Демонстрационный материал к Генеральному проекту планировки «Большой Владивосток», 1934-1938 годы. Руководитель проекта, главный архитектор города Е.А. Васильев, художник-архитектор М.Ф. Афанасьев

Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.

Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут — работы Александра Родченко, Ильи Чашника, Эля Лисицкого и Павла Пеперштейна, предоставленные Московским музеем современного искусства, а также такие авторы, как Константин Мельников и Александр Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом».

«Московский музей современного искусства не в первый раз сотрудничает с ЦСИ «Заря». Хочется отметить, что для нас как для одного из ключевых столичных музеев не менее важно поддерживать единый художественный ритм страны, поэтому сотрудничество с регионами — одно из важнейших направлений деятельности ММОМА. Дальний Восток прочно утвердился в российской музейной практике как один из интереснейших центров искусства, со своими течениями, процессами и участниками, — комментирует исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. — Проект «Архитектура. обреченные на оптимизм» призван познакомить региональную российскую публику с различными этапами формирования русской архитектуры и фигуры архитектора ХХ-XXI веков. Экспозиция будет представлена зрителю в виде мультимедийного проекта, в который войдут уникальные архивные материалы, инсталляции, макеты, живопись и графика архитекторов, а также работы художников, осмыслявших архитектурный опыт, которые хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Для нас очень важно, что в экспозиции будут представлены работы из собрания ММОМА, такие звезды, как Александр Джикия, Эль Лисицкий, Павел Пепперштейн. Не менее важно, что выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой, в рамках которой пройдут встречи с архитекторами, мастер-классы, экскурсии, кинопоказы и лекции, призванные не только шире познакомить публику с тематикой проекта, но и способствовать укреплению местного коммьюнити».

Отдельный тип экспонатов – аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.

Выставка работает до 23 сентября.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here