Галерея «Палисандр» представляет выставку «Контрдизайн: 70-е, 80-е»

0
207

«Меньше – значит скучно», – так перефразировал архитектор Роберто Вентури знаменитое высказывание великого Миса ван дер Роэ.

Интерьерная индустрия переживает сегодня всплеск интереса к радикальному дизайну 1970-80-х годов. Известные итальянские марки обращаются к своим архивам и переиздают предметы мебели, текстиль и аксессуары того времени. На пике интерьерной моды – принты и цветовая палитра в духе основанной Этторе Соттсассом группы «Мемфис». В 2016-м году в Лондоне прошел аукцион Sotheby’s, на котором с молотка ушла коллекция легендарного музыканта Дэвида Боуи – 400 лотов, среди которых шедевры Этторе Сотсасса, Микеле де Лукки и других авторов 1970-80-х годов. В этом году ряд известных музеев провел крупные ретроспективы Этторе Соттсасса, которому в 2017 году исполнилось бы 100 лет.

15 ноября 2017 года галерея «Палисандр» представит выставку «Контрдизайн: 70-е, 80-е», где покажет вещи культовых дизайнеров этого времени: Этторе Соттсасса (100-летие которого отмечается в 2017 году), Широ Кураматы, Микеле де Луки и других авторов, своим творчеством бросивших вызов повседневной скуке.

По традиции галереи предметы дизайна будут соседствовать с живописью и графикой этого периода: полотнами Клода Бельгарда и других художников, графическими работами Этторе Соттсасса.

Молодые дизайнеры 1970-80-х, заставшие эпоху mid-century, намеренно уходят от модернизма, упрекая его в элитарности и сухости. Появляются новые настроения, новые формы и материалы. «Бунтарский дух» конца 1960-х распространяется на все сферы культуры, высмеивая общество потребления, отрицая его традиционные эстетические ценности и само буржуазное понятие хорошего вкуса.

Глазу, привыкшему к выверенным пропорциям «хорошего дизайна», предметы контрдизайна 70-х, 80-х могут показаться хаотичным нагромождением. От элегантных силуэтов и дорогих фактур дизайнеры переходят к странным, неудобоваримым формам, яркой цветовой палитре и новым индустриальным материалам. Благородному дереву предпочитают цветной ламинат, натуральной коже – искусственный акрил, обстановке буржуазной гостиной – эстетику придорожной закусочной. Именно эти нестандартные материалы и непривычные, эпатажные формы становятся языком яркого художественного высказывания. Бытовой предмет впервые начинает «говорить», транслировать определенную авторскую концепцию.

Созданная дизайнером вещь, сохраняя свою утилитарность, превращается в своего рода текст с множеством ассоциаций, цитат и намеков. Теперь поэзия вещи, ее концепция и смысловая многозначность важна ничуть не меньше, чем красота, функциональность и эргономика.

В 1970-е формула «меньше – значит больше» перестала быть аксиомой.

Группы радикальных дизайнеров этого времени навсегда изменили облик материальной культуры и сразу завоевали множество поклонников.

Страстными коллекционерами контрдизайна 1970-80-х стали такие звезды как Дэвид Боуи и Карл Лагерфельд.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here