Галина ХОМЧИК: «гитара — идеальный помощник к тому, что я люблю петь»

0
14

25 сентября 2016 года во Дворце культуры подмосковного города Пушкино состоится концерт исполнителя бардовской песни Галины Хомчик. В преддверии концерта специальному корреспонденту «АртМосковии» удалось побеседовать с Галиной и задать ей несколько вопросов о её творчестве, авторской песне, предстоящем концерте и многом другом.

галина хомчик

— От разных людей я слышал мнение, что время авторской песни ушло. Она была популярная в 60-80е годы прошлого века, когда существовала культура походов, археологических и геологических экспедиций, проживания на полярных станциях в эпоху до мобильных и спутниковых телефонов и полного отсутствия интернета… И, музыканты, исполнители, авторы, работающим в этом жанре являются представителями уходящего, исчезающего направления. Согласны ли вы с этим мнением или считаете, что авторская песня никуда не исчезла? Или же она трансформировалась во что-то другое, как это обычно происходит с любым динамическим видом искусства?

— Во-первых, отождествление авторской песни только с туристско-походно-экспедиционной не совсем правильно. Понятие «авторской песни» гораздо шире, и походно-туристско-экспедиционная песня — лишь одно из её направлений. Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий — никак не относятся к этому направлению, а это классики жанра и его основоположники. Отличительная и главная особенность этого жанра в том, что в основе его поэзия, а не просто песенные тексты. Сам термин «авторская песня» ввел в обиход Владимир Высоцкий, охарактеризовав им песни Булата Окуджавы и свое собственное творчество.

И в этом главном смысле — поэзии, положенной на собственную музыку, — авторская песня жива и будет жить, пока есть поэты, поющие свои стихи, или композиторы (как Сергей Никитин или Вадим Мищук — прим. Галины Хомчик), берущие для своих песен хорошие стихи.

Другое дело, что каждое новое поколение пишущих авторов пишет уже немного в другой, нежели их предшественники, манере. Новые реалии, технический прогресс и прочие объективные изменения нашей повседневной жизни не могут не отразиться на языке. Поэтому лексика современных представителей жанра во многом отличается от лексики песен Галича или Окуджавы. Но, однако, поэзия, воспевающая вечные человеческие ценности, даже меняя или расширяя систему образов, продолжает оставаться основой лучших образцов авторской песни.

А те, кому близко направление походно-туристической романтики, тоже никуда не исчезли и пишут новые песни, близкие и понятные для их единомышленников. Ну, а массовым жанр авторской песни не был никогда. Он всегда оставался элитарным: думающей песней для думающих людей.

— Вы получили классическое начальное музыкальное образование, почему после фортепиано вы решили учиться игре на гитаре?

— Мне всегда хотелось аккомпанировать себе, когда я начала петь. Фортепиано для этих целей не очень подходило, а вот гитара — идеальный помощник к тому, что я люблю петь. И подходит идеально. Вот и освоила.

— Сложно было учиться самостоятельно?

— Сложновато. И пальцы стирала до мозолей, да и честно говоря, учиться продолжаю до сих пор. Мои возможности в игре на гитаре довольно ограничены, я не музыкант, я все-таки певица. Поэтому непросто справляться с гитарой и сейчас, могу сыграть далеко не все, что хочется.

— Как вы решили прийти к авторской песне? Сами или кто-то или что-то вдохновило вас «сделать шаг на другую сторону музыки»?

— А я и не решала. За меня всё решила жизнь. Авторская песня входила в меня с раннего детства, можно сказать, я в ней росла. Мама и её друзья пели её в походах, куда мама меня иногда таскала, когда я была маленькой. Папа приносил записи с работы (он тогда работал на радио), и его друзья тоже пели Окуджаву, Высоцкого, Галича, Визбора, Якушеву, Городницкого и других. Поэтому, то, что в моей голове накопилось больше всего песен именно из этого жанра и именно они были мне наиболее близки, когда я решила запеть сама, — вполне естественно.

— Вы много выступаете, являетесь постоянным членом жюри Грушинского фестиваля. Были какие-то интересные или курьезные случаи с вами или вашими коллегами во время выступлений о которых вы можете рассказать?

— Интересные или курьезные случаи происходили и происходят чаще всего на концертах, с разными песнями. Например, забавный случай произошел много лет назад, когда на концерте меня попросили спеть «песню про осу». Я судорожно начала перебирать в памяти все песни, которые знала, но ни одной песни про осу вспомнить не могла. Секунд через тридцать мне удалось догадаться (и догадка оказалась правильной! — прим. Галины Хомчик), что автор записки имел в виду песню С. Никитина и Д. Сухарева «Брич-мулла». В ней есть строчки «про тебя жужжит над ухом вечная пчела», а у человека просто прочно засела ассоциация с каким-то полосатым насекомым. Ему казалось, что это именно оса, самой строчки он не помнил.

— Какие произведения и каких авторов или ваши собственные сочинения являются наиболее любимыми, милыми, дорогими?

— Я отношусь к разряду чистых исполнителей и никогда в жизни ни строчки, ни ноты не написала. Так сказать, добросовестно пользуюсь плодами чужого труда. Самый любимый и близкий по духу — Булат Окуджава. Но вообще — люблю всех, чьи песни есть в репертуаре. Нелюбимых песен не пою.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах… Или это секрет?

— Самое актуальное из ближайших творческих событий — выход нового альбома «Биография», концерты, гастроли по России и в других странах, раз-два в месяц — концерты в бард-клубе Гнездо глухаря в Москве все, как обычно. Расписание концертов есть на моем сайте www.homchik.ru

— Где пройдут ваши ближайшие концерты?

— 15 сентября 2016 года я представляю свой новый альбом в бард-клубе «Гнездо глухаря» (Москва, Цветной бульвар, д. 30, стр. 1). А из выездных, самый ближайший сольный концерт состоится 25 сентября в 18:00 в ДК «Пушкино» (город Пушкино Московской области, ул. Некрасова, д. 3). Я впервые выступаю на этой площадке и с нетерпением жду встречи со зрителем. Буду петь любимую бардовскую классику, отвечать на записки с вопросами, исполнять песни по заявкам слушателей.

— Если бы у вас кто-то спросил «как научиться играть на гитаре?», чтобы бы вы ему посоветовали?

— Если есть время — учитесь у профессионалов — в музыкальной школе, училище или с профессиональным преподавателем. Переучиваться самоучкам гораздо сложнее, чем учиться с нуля у профессионалов.

— Что вам нравится в жизни?

— Это тема отдельного интервью.

Беседовал Евгений НИКОЛАЕВ,
Фото — сайт www.homchik.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here