8 июня 2017 года открылся портал литературного сообщества «Хороший текст». Компания «Хороший текст», которой принадлежат портал и одноимённая Школа, учреждена Марией Голованивской и Еленой Колмановской.

Цель сообщества — создать среду общения, где можно разговаривать о литературе и находить единомышленников, где все имеют равное право быть услышанными. Первыми членами сообщества стали студенты и преподаватели Школы «Хороший текст». Теперь вход открыт любому, кто интересуется литературой: читателям и критикам, писателям начинающим и состоявшимся, сетевым и «бумажным», издателям и редакторам, дилетантам и профи. Достаточно зарегистрироваться на сайте и уплатить членский взнос. Всем, кто придёт на портал в июне будет предоставлен месяц бесплатного доступа.

«И Школа, и портал «Хороший текст» — это своего рода заповедники. Есть всё, что нужно для того, чтобы общаться, писать, говорить, спорить о литературе, публиковаться, и нет ничего, что для этого не нужно. Если вы просто любите литературу или связаны с ней по роду деятельности — вам сюда!», — рассказала создатель проекта Мария Голованивская.

Правила сообщества гласят, что в нём приветствуются высказывания о литературе и публикации текстов, и не приветствуются политические, религиозные и прочие полемики, не связанные с обсуждением литературных вопросов. Кроме этого, в сообществе приняты базовые нормы содержательного человеческого общения — уважение к участникам, отсутствие троллинга и споров ради спора, не-переход на личности и т.д. Администрация будет следить за соблюдением правил.

Сообщество будет издавать Альманах «Хороший текст». Подавать тексты на рассмотрение могут все желающие, без возрастных и прочих ограничений. Главными редакторами альманаха по очереди станут преподаватели Школы литературного мастерства «Хороший текст». Главный редактор первого выпуска — Александр Секацкий.

Редколлегией Альманаха станут все члены сообщества, которые пройдут тесты на Квалифицированного Читателя. Каждый текст будет оцениваться по набору параметров, а общий результат взвешиваться по специальной формуле. Авторы текстов, вошедших в Альманах, получат гонорары.

«Предлагается новый способ формирования альманаха. Лучшие тексты будут выбраны множеством незнакомых друг с другом экспертов со всего русскоязычного мира. Мы полагаем, что так можно избежать келейности, предубеждённости и инерции мышления. Отдельная интересная задача — обработать эти «большие данные», то есть взвесить значения всех параметров и постараться понять, как устроен спектр настоящего хорошего текста», — сообщила Елена Колмановская.

Ниже мы расскажем об отдельных проекта сообщества.

Альманах «Хороший текст»

Каждый из выпусков альманаха «Хороший текст» будет посвящён определённой культурно, исторически или социально значимой теме (например, заграница, здоровье, прошлые традиции, новые веяния). Он соберёт множество разножанровых сочинений: прозу, поэзию, эссе, очерки, мемуары и т.д.

В чём наше отличие от большинства литературных альманахов, благополучно живущих в сети?

Главными редакторами альманаха по очереди становятся учителя Школы литературного мастерства «Хороший текст». То есть, читателя ожидает альманах Гандлевского, альманах Москвиной, альманах Пищиковой, альманах Голованивской, альманах Секацкого, альманах Пастернак и так далее.

Главный редактор задаёт тему альманаха и предлагает будущим авторам его структуру.

Автором альманаха может быть любой писатель, как признанный мастер, так и те, кто ещё не испытал ужаса и стыда первой публикации. Мы исходим из убеждения, что начинающему литератору как воздух нужна развивающая среда, требовательная, нелицеприятная, — но при этом доброжелательная. Многие молодые таланты погасли в резервациях самодеятельности, в клокотаниях самиздата, в сетевых гетто взаимного восхищения.

Редколлегия альманаха — это широкая редколлегия, сформированная, с одной стороны, из преподавателей Школы «Хороший текст» — мастеров и признанных писателей, а с другой — из «квалифицированных читателей» нашего портала, тех, кто прошёл через систему тестов и доказал своё право судить о текстах и решать их судьбу. Мы предполагаем «слепое» голосование — тексты будут выставлены на суд анонимно, таким образом, широкая редколлегия будет свободна от обаяния репутаций и отношений.

Отбор текстов в альманах будет происходить на основе математической обработки оценок членов редколлегии. Каждый текст оценивается по определённому набору критериев. В этом смысле финальный вердикт — публиковать или нет — является лишь одним из элементов формулы, пусть и с заметным весом.

Мы понимаем все риски такого решения. Культура недемократична, вкусы ширнармасс эклектичны, большие волны часто выносят на поверхность совсем не золото. Но мы верим в просвещённого обывателя — на наш взгляд, это главный и незаслуженно обойдённый вниманием герой нашего времени. Мы верим в возможность культурного консенсуса между массовым и элитарным, самодеятельностью и институцией. Возможно, это иллюзия, но мы хотели бы понять, в какой мере.

И ещё: мы полагаем, что литература — это труд. Альманах «Хороший текст» намерен платить своим авторам хорошие гонорары.

Школа литературного мастерства «Хороший текст»

3 июня 2017 года завершилась четвёртая сессия Школы «Хороший текст». Объявление о следующем наборе появится осенью 2017 года.

Первая сессия Школы состоялась в январе 2016 года.

Преподавателями Школы были Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Татьяна Москвина, Сергей Гандлевский, Александр Секацкий, Дмитрий Воденников, Фаина Гримберг, Мария Голованивская, Иван Толстой, Татьяна Щербина, Ирина Левонтина, Дмитрий Данилов, Евгения Долгинова, Евгения Пищикова, Алёна Долецкая, Вячеслав Курицын, Елена Пастернак, Денис Осокин, Александр Гаврилов, Леонид Клейн, Вера Павлова, Александр Черных, Валерий Шубинский и другие.

Лекции и семинары Школы ведут только активно работающие писатели, поэты, переводчики, сценаристы, журналисты, филологи, культурологи. Лекции проводятся в форме полемик на тему, задаваемую писателем, на семинарах разбираются тексты учеников, написанные по заданию учителей.

Концепция Школы не предполагает обучения технологиям creative writing. Метод Школы — создание для ученика среды, максимально способствующей развитию чувства текста, особого писательского зрения и слуха. Главное, что должен получить ученик от Школы, — новый опыт письма, новое понимание себя как автора и новое представление о творчестве.

Рассказывает Мария Голованивская:

Началось всё с праздного курортного замысла. Мы с Татьяной Никитичной Толстой мёрзли в холодных бискайских волнах и болтали о всякой всячине, в частности, о выросших как грибы после дождя литературных школах. Их к тому времени насчитывалось аж 14 штук. Вернувшись в Москву, мы встретились в кофейне и решили, что тоже можем ступить на этот путь.

Всё делали «с колёс»: составили список преподавателей, написали объявление, разместили его в Фейсбуке и Вконтакте, создали почту на gmail и стали ждать студентов. Собрали на первую Школу сто человек, на вторую — поменьше. По результатам мы с Татьяной Никитичной стали спорить, в какую сторону двигаться дальше, но общего языка, к сожалению, не нашли. Школа Толстой-Голованивской перестала существовать, но появилась Школа «Хороший текст» — сообщество знаменитых и начинающих писателей, журналистов, критиков и издателей.

Слава Богу, сообщество это вполне себе кипит и бурлит. Знакомства, публикации, выступления, даже браки и разводы, компании и группировки, течения и контртечения — всё как у людей. Многие ученики после учебных сессий бросали писать, умирали как авторы и воскресали в новом обличии. Многие испытали радость первых публикаций на бумаге, в журналах и сборниках, поэты начали выступать на лучших сценах Москвы. Иные даже получили гонорары.

Особенная роль в этой истории принадлежит Елене Колмановской — многолетнему главреду Яндекса, ныне ушедшей на вольные хлеба. Мы с ней когда-то мельком столкнулись в Яндексе. Спустя десять лет я нашла Лену и рассказала ей о Школе. Так первые три учебные сессии прошли на площадке Яндекса, за что ему огромное спасибо. В это время мы с Леной обсуждали, как поддерживать жизнь сообщества в перерывах между сессиями Школы и вообще вне Школы. И когда созрела идея портала, Елена Колмановская, к моей большой радости, приняла решение стать его инвестором.

Портал «Хороший текст» отличается от прочих литературных площадок. Там реализованы нетривиальные механизмы участия читателей в экспертизе текстов, придуманы любопытные фильтры для участия в большой читательской редколлегии альманаха, есть и много других штук, приятных моему писательскому и преподавательскому сердцу.

Сегодня «Хороший текст» — это Школа, закрытый портал и альманах. Школа два раза в год собирает учеников. Портал намерен несколько раз в год издавать альманах, устраивать дискуссии, приглашать новых писателей, в общем, продолжить главное дело Школы: создавать пёструю и доброжелательную литературно ориентированную среду, которая, по нашему глубокому убеждению, есть важнейшая потребность молодого писательского организма. И Школа, и портал собираются стать центрами притяжения для всех, кто любит писать, читать и спорить.

Что же будет дальше?

Будет что-то хорошее.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.