Когда семья обучает вместо школы

390

Семейное образование (СО) занимает важное место в традициях и истории российской педагогики. До революции оно играло основополагающую роль в образовательной жизни страны. Домашнее обучение подарило нашей родине прославленных поэтов – М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, писателей – А. Н. Островский, А. К. Толстой, полководцев – А.В. Суворов, М.И. Кутузов, математика С.В. Ковалевскую, химика и композитора А.П. Бородина, композитора А.С. Даргомыжского… Этот перечень можно было бы продолжать долго.

После длительного перерыва ценности семейного образования вновь привлекают людей. Закон «Об образовании» признает форму СО наряду с традиционной школьной формой обучения.

Приветственное слово архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона, председателя Синодального отдела УПЦ по делам семьи

Более 200 человек — педагоги, социологи, духовенство, родители, выпускники домашнего обучения собрались обсудить вопросы образования и воспитания будущего поколения в Храме Христа Спасителя в рамках традиционных Рождественских Чтений. Как вырастить гармоничного, успешного и счастливого человека? Как воспитать в детях преданность своей семье, родине, любовь к своей культуре и Богу? Как передать разносторонние знания в индивидуальном формате? Эти и многие другие темы звучали в докладах экспертов.

Выступление Гузель Гурдус директора Центра поддержки семейного образования (ЦПСО)

В наши дни все больше и больше верующих, православных семей выбирают домашнюю форму образования, когда дети не посещают школу, и вся ответственность за обучение возлагается на родителей. Школа только раз в год принимает аттестацию по государственным стандартам. «За последний год мы провели несколько опросов «семейников», получили удивительные результаты», — рассказывает Гузель Гурдус, директор Центра Поддержки Семейного Образования, сама многодетная мама. «Более 70 процентов родителей выбирают такую форму образования для того, чтобы вырастить ребенка в ценностях семьи, передать свои традиции, мировоззрение». Основные плюсы такой системы обучения в том, что она помогает выстроить иерархию ценностей у ребенка, а родителей заставляет задуматься о том, что они должны беспокоится не только о светском образовании, но и о духовном.

«Наша секция призывает увидеть ответственность родителей за детей перед Богом и перед страной. — продолжает Гузель Гурдус. — Потому что ключевую роль в воспитании нового поколения, передаче моральных устоев и сохранении традиционных ценностей естественно играет семья. Именно в крепкой, многодетной семье, представленной не одним поколением, передаются основные нравственные ценности и созидательное мировоззрение человека».

«Семья – это лучшая и самая естественная школа для наших детей», – уверены сторонники семейного образования, собравшиеся на ежегодных Рождественских Чтениях на секции «Семейное образование: отечественные педагогические традиции».

В рамках работы секции были представлены и доклады. Так, например, Игуменья Иоанна (Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец) сделала доклад о Святых семьях. Она задала тон и направление для нашей секции. Именно у Святых родителей рождаются Святые. Поэтому родители должны в первую очередь приглядеться к себе. Невозможно успешно бороться с теми грехами у детей, которые мы попускаем себе. Святые семьи – это образец для нас. Мы должны быть «примером благочестия» для детей, примером нравственного императива: «образовать и упорядочить себя и детей – вот наша обязанность».

Гузель Гурдус (директор ЦПСО) рассказала о том, что сегодня миллионы христианских семей (в США и Канаде более 2,7 млн.) находятся на семейной форме образования с доказанной эффективностью. Значительной рост начался и в России, все больше и больше именно православных семей выбирают данную форму.

Выступление Германа и Анны Гурдус

Выступили и дети Гузель, которые рассказали о своем переходе на СО, преимуществах и трудностях, с которыми столкнулись. Герман (14 лет) сообщил о сложностях с планированием. «Раньше у меня все было расписано: уроки, занятия, что мне делать дома. Сейчас нужно самому планировать свой год, неделю и стараться придерживаться составленного графика». Анна (17 лет) рассказала о том, что ей нравится заниматься формированием своего учебного маршрута и об отношениях с родителями, они стали более крепкими и доверительными.

Один из интересных блоков – это выступление родителей, которые давно и успешно практикуют СО. Галина и Владимир Троян более 20 лет на семейном образовании. Их старшие дети давно закончили школу и успешны в жизни. Наталья Пригарина рассказала о том, как трудно сохранить семейные отношения, когда семья большую часть времени проводит вне дома, когда дети проходят «школу жизни» вне семейных ценностей, вне Бога.

Софья Ляликова (МГУ) представила результаты социологических исследований МГУ среди семей, выбравших семейное образование.

Леонид Анатольевич Наумов (Гимназия № 1505, Москва) сделал акцент на том, что ответственность должна быть в одних руках, и родителям на СО это важно понимать. Также рекомендовал правильно выстраивать диалог с профессиональными педагогами.

Владимир Жиркин с дочкой

Владимир Жиркин, многодетный отец и руководитель сообщества программы «Классические беседы» рассказал о роли отцовства. О его личном опыте и о тех изменениях в отношениях с детьми, которые произошли за время пребывания на СО.

Диакон Илья Кокин поделился опытом общения с детьми о Боге, Священных книгах, размышлениями о том, как разбирать важные и непростые вопросы, которые задают подростки. О. Илья презентовал свои учебные материалы для образования детей дома в области Священного Писания и Предания.

Иерей Александр Шишов, поделился своим опытом как отец-практик СО и как священник.