«Лебединое озеро» в музее «П.И. Чайковский и Москва»

0
10

25 июля 2017 года в музее «П.И. Чайковский и Москва» (Москва, Кудринская пл., д. 46/54) открывается выставка «Лебединое озеро». Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга». Проект посвящен 140-летию премьеры «Лебединого озера», которая состоялась на сцене Большого театра.

Выставка посвящена истории создания первого балета П.И. Чайковского, его драматичному пути к вершинам мировой славы, «звездам» балета и выдающимся балетмейстерам, в чьем творчестве «Лебединое озеро» сыграло важную роль.

Выставка открывается рассказом о работе композитора над музыкой к «Лебединому озеру», о премьере в Большом, ставшей провалом, о подлинном рождении балета, которое состоялось в Петербурге более чем через двадцать лет после московской премьеры, когда композитора уже не было в живых. Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры балета и напечатанное 1890-е годы в издательстве «П.И. Юргенсон» переложение «Лебединого озера» для фортепиано (совместная работа П.И. Чайковского и Н.Д. Кашкина). Представлены и уникальные московские афиши балета; фотографии первых исполнителей «Лебединого озера»; раритетные театральные сапоги «самого первого» принца Зигфрида (танцовщик А.К. Гиллерт).

Значительное место в экспозиции уделено знаменитым русским и советским балеринам, блестяще исполнявшим на сценах Большого и Мариинского (в советское время — Ленинградский государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова) театров партии Одетты-Одиллии: А.Я. Вагановой, В.А. Трефиловой, О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, И.В. Тихомирновой, М.М. Плисецкой, Е.Л. Рябинкиной. Экспонируются многочисленные сценические костюмы, по которым можно проследить эволюцию образа; фотографии и портреты танцовщиц, фарфоровые и бронзовые статуэтки, личные вещи,

Экспозиция знакомит с балетным спектаклем «Лебединое озеро» в интерпретациях выдающихся балетмейстеров прошлого и наших дней (М.Петипа, А.Ваганова, А.Мессерер, Ю.Григорович). Каждый из хореографов творчески осмыслил драматургию, привнес новое в идейный замысел П.И. Чайковского. Так, петербургские постановщики М. Петипа и Л.И. Иванов заменили трагический финал на счастливый конец; А.А. Горский в Москве и А.Я. Ваганова в Ленинграде разделили партии Одетты и Одиллии между двумя исполнительницами; в редакции Ю.Н. Григоровича чародей Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык и неформально стал одним из главных персонажей балета. Своеобразие каждой хореографической редакции «Лебединого озера» раскрывается в фотографиях балетных сцен, рисунках, эскизах декораций и костюмов художников П.Б. Ламбина, М.И. Бочарова, Ф.С. Козачинского, С.К. Самохвалова, С.Б. Вирсаладзе и других.

Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также из личных коллекций заслуженной артистки РСФСР Е.Л. Рябинкиной и художника-фотографа Л.Л. Педенчук. Копии афиш и эскизов костюмов предоставлены Музеем Государственного академического Большого театра России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here