Лекция Олега Ковалова «Коллаж и монтаж в кино» прошла в ГЦСИ

0
9

18 октября 2018 в рамках параллельной программы «А и Б сидели на трубе» киновед и режиссер Олег Ковалов провел лекцию «Коллаж и монтаж в кино» и на примере фильма, над созданием которого работал сам — «Сады скорпиона», рассказал о том, как создать полнометражный фильм не отсняв ни одного кадра.

Коллаж – это художественный прием, основная цель которого подчеркнуть разнородное происхождение элементов. Чаще всего художник в процессе создания своей работы старается наглядно показать, как один предмет отличается от другого: по происхождению, материальной природе, контрасту стилей. Техника коллажирования появилась в XX веке. Считается, что первыми в 1910-1912 годах ее стали использовать Жорж Брак и Пабло Пикассо. Среди художников, работающих исключительно в технике коллажа, стоит отметить Курта Швиттерса. Во многом появление этого художественного приема в искусстве обязано кубистам, футуристами и дадаистам. Первые работы, выполненные в этой технике, составлялись из обрывков газет, фотографий, обоев, кусков тканей, деревянных щепок и других бытовых и повседневных предметов.

Возможности знакомства с художественными приемами современного искусства в рамках проекта «А и Б сидели на трубе» безграничны: историческая преамбула в виде работ Евгения Рухина и Тимура Новикова, мастер-класс по объемному коллажу от Семена Мотолянца. С тем, как повлияли эти техники на изобразительное искусство все становиться понятно. На лекции Олег Ковалов рассказал о том, как коллаж зарождался в кинематографе.

Он рассказал о том, какие принципы коллажа и монтажа использовал в своей драме «Зеркало» Андрей Тарковский и почему «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова можно смело назвать шедевром коллажного мастерства.

Олег Альбертович представил и собственную коллажную работу — фильм «Сады скорпиона», 1991 года. Эта работа была представлена на Венецианском фестивале. И в том же году фильм получил приз кинопрессы за лучший дебют года.

«Мы планировали снимать смешное кино, а получилась фреска времени о главных страхах социума, который боится свободы, и человека, который бежит от любви», — рассказывает Олег Ковалов.

Коллажная техника — это идеальная форма для эпатажных высказываний. В нее можно вместить не один смысл, несколько. Коллаж может скрыть или завуалировать откровенную провокацию, а может наоборот привычное сделать пошлым и пристыдить публику. Этой техникой упивались самые радикальные новаторы, которые искали границу между «высоким» и «низким» взглядом на повседневность.

Для справки:

Олег Ковалов — родился в 1950 г. в Ленинграде. В 1983 г. окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е. Суркова). Работал редактором на к/с «Ленфильм», редактором-методистом к/т Госфильмофонда «Спартак». Автор многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом и сборника «Из (л)учение странного». Публиковался в журналах: «Советский экран», «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», «Мнения» и др. Эксперт, автор статей издания «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000». Член редколлегии издательства «Сеанс». Автор сценария и режиссер фильмов: «Сады скорпиона» (1991, монтажный), «Остров мертвых» (1992, монтажный), «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1995, монтажный), «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия» (1998, монтажный) и других.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here