Любовь ПОЛЯКОВА: «Все, что я открываю для себя, мне хочется открыть и для кого-то еще»

0
3

Первая и бессменная ведущая литературно-музыкальной гостиной «Волшебный фонарь», что 15-й год проводится в ЦДК им. Калинина, Любовь Васильевна Полякова категорически отказывается рассказывать о себе. Но о любом талантливом человеке она готова говорить часами, причем так, что вы полюбите героя ее рассказа не меньше, чем она сама…

Любовь ПОЛЯКОВА: «Все, что я открываю для себя, мне хочется открыть и для кого-то еще»

Учитель русского языка и литературы Любовь Васильевна пришла работать в библиотеку ЦДК им. Калинина (филиал № 11 ЦБС г. Королева) 40 лет назад, 26 из них заведовала отделом обслуживания. Все эти годы она успешно занималась массовой работой. Можно сказать, что задолго до создания гостиной Поляковой была уготована роль ее хозяйки, так профессионально она подходила к подготовке и проведению разноплановых встреч.

В канун 90-летия библиотеки мы поговорили с Любовью Васильевной о том, из чего же складывается притягательность «Волшебного фонаря» для наших горожан.

– Как возникла сама идея создать литературно-музыкальную гостиную с названием «Волшебный фонарь»?

– В 2001 году к нам в библиотеку обратилась директор Дома-музея М.И. Цветаевой Зоя Атрохина с просьбой помочь провести вечер, посвященный 109-летию со дня рождения поэта. У музея тогда были проблемы с помещением. Мы откликнулись: взялись за совместный проект. ЦДК им. Калинина предоставил нам комнату № 45. Тогда и пришла идея провести мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной. А название для нее предложила Зоя Николаевна, отыскав подходящие слова «Волшебный фонарь» в стихотворении Марины Ивановны. Так официальным днем рождения нашей гостиной стала памятная дата – 7 октября.

Тематика мероприятий, проводимых в библиотеке, выходила далеко за рамки творческой жизни Марины Цветаевой. Гостиная все чаще начала проводиться силами нашего коллектива и скоро стала самостоятельным проектом библиотеки.

– В Год литературы удалось ли провести встречу, которая стала литературным открытием: и для вас, и для ваших гостей?

– Думаю, такое открытие случилось на вечере, посвященном творческой судьбе Ксении Некрасовой. Она жила у нас, в Болшеве, снимала комнату. Одевалась Ксения бедно, жила где придется, отличалась странностями в поведении. Далеко не все понимали ее белый стих. Но известно высказывание Анны Ахматовой о том, в России есть два поэта – Марина Цветаева и Ксения Некрасова.

Николай Асеев отмечал, что в творчестве Ксении есть такие краски, такое слово и чувство природы, что никакой литературный институт подобному не научит. Он же выступил с инициативой напечатать ее стихи в номере журнала «Октябрь» в 1937 году. Интересно, что именно этот журнал попал в руки к художнику Фальку. Во время войны он собирался растопить им печь, но пролистав, натолкнулся на стихи, которые «поразили его особой прелестью наивности, свежести… в них не было рифмы, но была музыка, песенность…» Так вспоминал он о своем впечатлении позже. Художник решил, что должен обязательно встретиться с автором стихов, и нашел Ксению, даже написал несколько ее портретов. Фальк описывал жилище Ксении в Болшеве. Он навестил ее, когда приезжал в наши края в гости к Сергею Дурылину.

– А как часто в аудитории гостиной собираются деятели науки?

– Не очень часто, но в апреле этого года было именно так. «Космос в красках, музыке и слове» – так мы назвали презентацию книги нашего земляка Бориса Кантемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов». Она вышла в июне прошлого года в Москве в издательстве «Наука» и была утверждена в печать решением редколлегии Российской академии наук.

С Борисом Николаевичем мы познакомились на вечере лауреатов литературной премии им. С.Н. Дурылина в 2013 году. На конкурс он представлял рукопись своей будущей книги. Когда монография вышла в свет, я с трудом, но все же уговорила этого очень скромного человека устроить презентацию книги. О дате проведения гостиной договаривались около года: возникали разные сложности, он часто бывал в отъездах. Только в апреле задуманное удалось реализовать. Собрались те, кто хорошо знаком с Борисом Николаевичем и полностью разделяет его взгляды в оценке роли Тихонравова в отечественном ракетостроении. Важно, что в книге сделан акцент на авторские идеи Михаила Клавдиевича, послужившие творческим толчком для тех разработок, которые проводились Сергеем Королевым и Мстиславом Келдышем.

– Как прошла гостиная, посвященная 70-летию Победы?

– Время у городских ветеранов Великой Отечественной войны в канун празднования 70-летия Победы было расписано по часам. Решение о том, кто из них будет в гостиной, принимали в городском Совете ветеранов. Я очень волновалась, до последнего момента не знала, кто же придет. Хорошо помню, что, когда вошла и увидела четверых дорогих всем нам гостей, ком к горлу подошел, так я была им благодарна! Из гостей-фронтовиков мы торжественно чествовали известного в городе кавалера ордена Славы трех степеней Александра Гавриловича Когутенко и незнакомую мне тогда Валентину Федоровну Неплюеву. Об этой удивительной, такой хрупкой женщине можно рассказывать очень долго. На фронт она ушла добровольцем. В это трудно поверить, но служить ей пришлось в танковых войсках!

Тема Великой Отечественной войны для всех нас особенная. Только за период с 2009 года мы организовали 12 больших мероприятий, посвященных ее героям, в этом году с проектом «Спасибо деду за Победу!» вышли на губернаторский конкурс «Наше Подмосковье».

– Над чем вы работали еще недавно, что в планах?

– «Цветок полевой России» – так мы назвали вечер к юбилею Сергея Есенина. 120 лет со дня рождения поэта, и обойтись без его поэм? Решили, что надо обязательно прочесть и «Черного человека», и «Анну Снегину». Возможно, не все с ними знакомы, а сам Есенин считал, что «Анна Снегина» – лучшее из того, что им создано. Он начал ее в декабре 1924 года, а в феврале писал, что поэма готова. Работа над ней была для него зацепкой за жизнь… Вечер проходил в великолепном музыкальном оформлении. Наши друзья из московского «Театра трех муз» и городской музыкальной школы исполнили произведения Рахманинова, Метнера: звучали гитара, фортепиано, альт.

А недавно у нас была встреча старшеклассников с сотрудниками «Калининградской правды». Приятным сюрпризом стал для нас подарок от редакции газеты – первый номер «Калининградской правды», вышедший в 1931 году.

Что касается планов, то, конечно же, готовимся к юбилею библиотеки. А в более отдаленной перспективе предстоит работа над проектами, посвященными Году кино: «История кино в жизни г. Королева», «Деятели кино в Болшевском крае» и другими.

– Удается ли вам выключить «Волшебный фонарь» из своих будней, хоть ненадолго, чтобы просто отдохнуть?

– Все, что я открываю для себя, мне хочется открыть и для кого-то еще. Возникает огромное желание поделиться. А чтобы это получилось, надо очень хорошо потрудиться.

Приведу пример. Работая над вечером, посвященным Чехову, я долго думала, как же его закончить? Наконец, в 4 утра нахожу воспоминания племянницы Антона Павловича. В них – отрывок из высказывания Татьяны Щепкиной-Куперник. Читаю и чувствую, как отлегло: нужные слова найдены. Мысль, которую они передают, очень важна, и я просто обязана донести ее до каждого, чтобы люди поняли, почувствовали главное! Над этим я работаю постоянно…

Наталия ПОДОЛЬСКАЯ
Фото из архива библиотеки ЦДК им. Калинина
Источник — сайт in-korolev.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here