Марина ЛЮБАШИНА: «Методика проблемно-творческого приобщения учащихся к музыке в классе фортепиано» (Доклад)

0
9

5 апреля 2018 года в Пушкинском территориального методическом объединении Московской области прошли Зональные педагогические чтения для преподавателей ПТМО, ДМШ и ДШИ МО (фортепианная секция). В мероприятии с методическим докладом по теме «Методика проблемно-творческого приобщения учащихся к музыке в классе фортепиано» выступила и преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г. Ивантеевки» Московской области Марина Александровна Любашина.

Ниже мы публикуем доклад Марины Александровны.

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКЕ

В наш компьютеризированный век музыка, в силу своей специфики, может заполнить эмоциональную пустоту в душах и сознании современных школьников. Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой не сводились к формальности, а у учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки, что является атрибутом музыкальности, которая стоит в одном ряду с креативностью и самоактуализацией.

На основе проблемно-творческого обучения на уроках музыки возможно применение различных методических приемов с учетом задач, условий, возрастных особенностей, специфики музыкального образования, в зависимости от индивидуальных и групповых занятий в ДМШ. На более взрослых ступенях обучения использование проблемно- творческого метода также целесообразно, но уже на более высоком уровне, с учетом знаний, психологических и возрастных особенностей учащихся.

Основы методики проблемного обучения тезисно можно изложить следующим образом:

В отличии от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу преподавателем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства как части окружающего ученика культурного пространства. Активность которого в этом случае направлена на поиск «ключевых» знаний о музыке, открывающей большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности, будь то восприятие музыкальных произведений, пение, игра на инструментах, анализ музыки.

Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении – это неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения музыкального действия или задания. Создание проблемной ситуации на уроке предполагает такое задание, при котором знание, подлежащее усвоению, займет место неизвестного. Главная особенность неизвестного, как центрального элемента учебной проблемы (в отличии от учебной программы), заключается в том, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения. Несмотря на конкретность задания, неизвестное, которое должно быть открыто в процессе его выполнения, всегда содержит общее, относящееся к целому ряду музыкальных понятий. А искомые музыкальные задачи, как правило, составляют единичные отношения, или определенную единичную величину (дата рождения композитора, исполнительский навык, определение названия звучащей музыки и т.д.). Показатель обобщения становится признаком проблемной ситуации и показателем, характеризующим способность учащегося к освоению нового, неизвестного музыкального знания или умения.

Возможности учащихся, включающие их творческие способности и достигнутый уровень знаний, являются следующим элементом проблемной ситуации. Они должны быть достаточны для самостоятельного понимания (анализа) поставленного музыкального задания и условий его выполнения. Таким образом, педагогические явления, обозначаемые понятием «проблемная ситуация в музыкальном обучении», включают три основных компонента:

– необходимость, при которой возникает потребность в новом поисково-музыкальном действии;

– неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

– возможность учащихся в выполнении проблемного музыкального задания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

В условиях урока могут быть поставлены такие практические и теоретические задания, предваряющие усвоение новых музыкальных знаний, умений и способов деятельности, которые вызваны необходимостью в этих новых учебных приобретениях. Процесс проблемного обучения оказывается, таким образом, как бы слагающимся из двух этапов:

– постановки задания, вызывающего проблемную ситуацию;

– поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимся, либо путем сообщений учителем сведений, необходимых для решения проблемы.

Закономерности творческой деятельности почти полностью приложимы к процессу обучения, тем более к обучению такому тонкому предмету, как музыка. Недаром гениальный Эйнштейн заметил однажды: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса».

Содержание учебной деятельности на уроке музыки не должно ограничиваться лишь поиском нового музыкального знания.

Размышление о новой интерпретации произведения, индивидуальное понимание характера и образности музыки – все это должно опираться на те знания и умения, которые ученик перенимает в «готовом виде» из различных источников: объяснений педагога, теле- и радио передач, видеопрограмм, из музыкальных справочников, учебника, книги или статьи о музыке. А в поисковой деятельности учащегося все эти музыкальные знания, успешно приобретаемые, цементируются, скрепляются в единое целое, приводя к новому уровню музыкально- творческого развития.

Современный урок музыки – это сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведений и тщательной исполнительской работы. Вот почему методика проблемного обучения призвана быть неотъемлемой частью музыкально- интеллектуальной работы учащихся на уроках.

Подлинной психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса. Как раскрывается центральное положение этой теории? Человеческое бытие есть непрерывное взаимодействие субъекта с объектом, осуществляющиеся в форме предметно-преобразующей деятельности субъекта. Объекты деятельности не даны человеку в завершенном и готовом виде. Они всегда содержат в себе определенные внутренние противоречия, проблемы, задачи, которые объект должен разрешить в процессе их практического и мысленного преобразования. Предметный мир, таким образом, открывается человеку как исполненный проблемами. Это и вызывает необходимость в мышлении. С проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова. Нужно подчеркнуть, что речь идет не о выдумывании и нагромождении искусственных проблем, а об обнаружении и постановке реальных проблем.

Первый признак мыслящего человека, это умение видеть проблемы там, где они есть. При этом процесс выполнения, проблемы в объекте познания представляют собой вполне «завершенный» творческий мыслительный акт, так как он связан с предварительной ориентировкой, анализом и преобразованием ситуации. «Музыка—ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума», — писал В.А. Сухомлинский.

Одной из проблем на сегодняшний день как раз является отсутствие интереса к учебе – мотивации. Проблема мотивации детей была изучена большим количеством ученых, таких как Б.Г. Ананьев, З. Фрейд, К. Д. Ушинский и т. д. В.И. Петрушин исследовал мотивацию занятием музыкой, Д.К. Кирнарская мотивацию обучения музыканта в достижении успеха, Ю.Б. Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке.

Обучение ребенка игре на фортепиано достаточно быстро может превратиться в настоящую проблему, как для детей, так и для родителей. Во-первых, обучение игре на фортепиано – непростое занятие, во-вторых, на фортепиано играть многим неинтересно, в-третьих, типовая программа обучения игре на фортепиано превращает эту деятельность в рутину, формальное, монотонное, неинтересное и даже бессмысленное занятие не только в глазах ребенка, в-четвертых, отношение к ребенку во время его обучения музыке происходит не всегда корректным со стороны преподавателей и родителей образом, в-пятых, это занятие не удовлетворяет потребности ребенка двигаться и общаться.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы, при всем их различий, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности.

Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация (с лат. яз. –«обновление, новинка, изменение» ), которая рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на имеющиеся открытия. Неслучайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. Изменения не могли не коснуться и музыкального образования.

Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Преподаватель, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыки и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на три составляющие образования: обучения, воспитания и развития. Выдающиеся исполнители и преподаватели музыкальных школ и вузов прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего знания, навыки, эмоции и мышление. Все перечисленное неизменно выделяет интеллектуальность музыкальных занятий. Практика показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающегося обучения, но при этом применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя. Данный, проблемно-творческий метод, может применяться уже на самых ранних этапах обучения игре на фортепиано.

Добиваясь от учащегося правильного звукоизвлечения, мы часто используем педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос или ситуация. Для более глубокого и осознанного понимания темы предполагаемой ученику на уроке, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» решения проблемы. В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и, добившись осознанного им самим решения, не навязанное педагогом, а предложенное, он будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания.

Основополагающим элементом проблемно-творческой методики обучения является положительность фона обучения.

Если музыка увлекает детей, процесс обучения дает хороший результат. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехам. Педагогу необходимо так построить занятие, чтобы он не только получал определенные знания, но и мог осознанно, с пониманием дела применить их на практике, чтобы он добровольно участвовал в творческом процессе, чтобы у него была уверенность, что без него не состоится данный процесс. Основная задача учителя—заинтересовать и увлечь ученика музыкальной деятельностью. Только заинтересованность может стать основой дисциплины в занятиях, она обеспечит внимание учащегося, его собранность и серьезность.

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственного исполнения показывает ученику несколько примеров исполнения –правильного и неправильного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником, среди представленных примеров, правильного примера. Таким образом, уже на первоначальном этапе он применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.

Следующим элементом проблемно-творческого обучения является сравнительный анализ, который нашел широкое применение в обучении детей на инструменте. Одним из способов сравнительного анализа, которым часто пользуются многие музыканты—это запись собственного исполнения на аудио носитель: таким образом, учащийся получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения трудных моментов в исполнении произведения. Сравнительный анализ необходимо использовать в работе с первых же уроков, когда дети могут давать свои первые эстетические оценки по качеству звука: красивый или некрасивый. Учащиеся учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения. Известно, что играющий слышит себя иначе, чем его слышат со стороны. Сравнение звучания своей игры в записи помогает учащемуся наиболее ярко услышать недостатки своего исполнения, осознать проблему и с педагогом найти пути решения данной проблемы. Не навязывать, а предлагать разные пути и он выберет нужный выход. А со временем восприятие постепенно станет осознанным, углубятся и уточнятся слуховые представления о качестве звука, способах его образования.

Следующим элементом проблемно-творческой методики обучения учащихся можно назвать межпредметные связи. При работе над звукоизвлечением, большая часть работы должна быть отведена развитию мелодического и гармонического слуха учащегося. И этот процесс должен быть осознанным и контролируемым. Для лучшего результата осмысления и понимания определенного технического навыка, определенного мелодического или гармонического хода, или характеристики динамических оттенков, педагог может проводить параллель между различными видами искусств.

На уроках педагогу необходимо постоянно держать в тонусе интерес ученика. И это является следующим элементом данной методики. Проблемные задания, наводящие вопросы должны помочь учащемуся самостоятельно осознать происходящее. Только путем постоянного подпитанного интереса может произойти желание понять и принять, а после и попробовать изобразить.

Пример из моей педагогической деятельности: при работе с учащимися над произведениями я создаю проблемную ситуацию:

– на первом этапе разбора, когда они еще не показывают характер произведения — предлагаю найти материал в интернете;

– прошу нарисовать картинку к характеру исполняемого произведения;

– прошу передать в рисунке полифоническую форму;

– использую сочетания цвета и звука (И. Бах. Маленькая прелюдия Фа мажор).

После прохождения таких проблемных ситуаций, в которых учащийся самостоятельно ищет неизвестное, он может найти свой характер исполнения, яснее станут штрихи, появится свое отношение к изучаемым произведениям, игра станет эмоциональнее. Исходя из этого, очевидно, что проблемность стимулирует мыслительные процессы и развивает творческие способности.

Еще хочется отметить, что данная проблемно-творческая методика может диагностировать творческие навыки учащихся с учетом их психологических особенностей, которые необходимо отслеживать в течение учебного года. Ярким показателем может выступать диагностика уровня различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение в хоре, музыкально-ритмические движения.

Огромное значение для каждого музыканта имеет сцена. Она является итогом всех начинаний и стараний. Можно выделить три момента, для безусловного успеха концертного выступления музыканта:

а) точное осмысление исполняемого материала;

б) донесение исполняемого материала до зрителей.

Для достижения успеха в решении этих задач и существует тандем учитель—ученик, в котором каждый должен доверять друг другу.

Инновационный подход предполагает интеграцию различных наук. Основная цель учебного процесса – дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучающихся, а также научить их учиться. Поэтому важно помнить, что достижение этих целей возможно на основе применения достижений психологии.

Данный метод возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, ВУЗ). Использование проблемно-творческого метода в педагогической практике стимулирует и обязывает педагога к повышению профессионального мастерства и личностных качеств. Среди существующих методов проблемно-творческий подход способен ответить на запрос общества, который нуждается в творческой личности, профессиональном специалисте вне зависимости от рода деятельности, обладающего мобильностью, гибкостью мышления, эмпатией и самоактуализации.

Для справки:

Марина Александровна Любашина — преподаватель фортепиано, концертмейстер Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Ивантеевки» Московской области.

Образование среднее-специальное, в 1984 году окончила Орджоникидзевское училище искусств, преподаватель, концертмейстер высшей категории. Стаж работы 35 лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here