Найдена ранее неизвестная пьеса Дмитрия Шостаковича

0
12

Как сообщила пресс-служба Главного архивного управления города Москвы, неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича обнаружена в личном фонде Народного артиста РСФСР Вадима Борисовского, хранящегося в государственном архиве столицы.

Исключительная ценность автографа пьесы «Экспромт» для изучения композиторского феномена Шостаковича и истории отечественного музыкального искусства в целом, представляется несомненной. Подлинность и уникальность рукописи подтверждены заключениями экспертов Российского института истории искусств и Архива Д.Д. Шостаковича Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Автограф состоит из 2-х разрозненных листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон. На одном листе выписана партитура альта, а на другом – партитура сочинения. Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград). Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград». По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Михайлович Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова. Обстоятельства первой встречи Шостаковича с Рывкиным и причины, по которым подаренная Рывкину пьеса «Экспромт» в результате попала к другому альтисту, Вадиму Борисовскому, пока неизвестны и требуют отдельного изучения. Однако, согласно дарственной надписи уже можно утверждать, что знакомство композитора с альтистом, ознаменовавшееся новым опусом, произошло 2 мая 1931 года, в день сочинения и дарения.

По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись. Текст в автографе представлен характерной для Шостаковича «скорописью». В партитуре композитор пользуется знаками повторов в аккомпанементе, а в нижней части листа, из-за нехватки места, сокращает партию фортепиано до одной строки. Однако нотный текст пьесы полностью читается, а в концерте – легко реконструируется, и может быть исполнен. Миниатюра снабжена номером опуса — свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д.Д. Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник). Впоследствии опусный номер 33 Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой…).

Внимания заслуживает и тот факт, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у гениальной Альтовой сонаты был тембровый предшественник.

Главное архивное управление города Москвы включило ранее неизвестное произведение Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here