Олег СОЛОВЬЁВ: «При выборе вузов рекомендую обращать внимание на рейтинги предметные»

0
10

Куда пойти учиться? Где продолжить образование? Как правильно выбрать ВУЗ для получения любимой профессии? Продолжать ли обучении в России или необходимо учиться в зарубежных странах? Где можно получить информацию о лучших высших профессиональных образовательных учреждения мира?.. На эти и другие вопросы специальному представителю «АртМосковии» Натальи Дыбиной ответил редактор Международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR) Олег Соловьев:

oleg_soloviev1

— Как формируется рейтинг?

Рейтинг университетов напоминает конструктор. У вас имеется разрозненная информация об университете: количество студентов, преподавателей, объем финансирования, количество научных публикаций и т.д. Из этого можно делать выводы: какой вуз, например, лучше финансово обеспечен и т.д. Это первый этап.

Второй этап – разрозненную информацию следует привести в стройную композицию. Представьте, что на пляже лежат камни. Тысячи, миллионы. И из этих камней нужно построить замки и упорядочить их по размеру, красоте и т.д. Аналогично функционирует и рейтинг университетов: мы берем разрозненные, зачастую, несопоставимые данные и приводим их в стройную систему.

В международном рейтинге университетов Round University Ranking (RUR) мы используем 20 критериев оценки. Принципиально важно: все параметры носят относительный характер. Иными словами, мы оцениваем не просто количество студентов, но смотрим, сколько студентов приходится на одного преподавателя. Чем меньше, тем, следовательно, меньше размер студенческой группы и тем больше внимания преподаватель может уделить каждому студенту. И так далее по каждому критерию. Все эти 20 параметров оценивают вуз по 4-м направлениям: качество преподавания, качество исследований, уровень интернационализации, уровень финансовой устойчивости.

Наконец, последний важный момент. Что больше, например, 4 преподавателя на 1 студента или 20 тыс. долларов финансирования на одного студента? Как мы видим, информация несопоставима. Чтобы сделать ее сопоставимой, мы приводим все значения к 100 балльной шкале, где 100 баллов – максимально возможное значение. Так данные становятся сопоставимыми, и на их основе можно делать рейтинг.

Вот так, если коротко, формируется рейтинг.

115802

— Как может рейтинг учебных заведений помочь молодым людям в выборе вуза для поступления?

Это зависит от целей, которые стоят перед абитуриентом. Существуют национальные рейтинги (по странам) и международные. Соответственно, первые ориентированы на тех абитуриентов, которые поступают внутри страны. Вторые подходят тем, кто собирается учится за границей.

Методологии двух типов рейтингов сильно отличаются. В каждой стране мира имеются свои уникальные критерии оценки, которые не подходят другим странам. Например, в России это средний балл ЕГЭ, в США средний бал SAT (Прим. – аналог ЕГЭ, который сдают школьники и по результату которого поступают в вуз).

В глобальных рейтингах, напротив, используются достаточно формализованные критерии оценки вузов: доля иностранных студентов, цитирование научных публикаций и т.д.

При выборе вузов, в первую очередь, рекомендую обращать внимание не столько на общие рейтинги, сколько на предметные. Допустим, Вы собрались поступать на гуманитарную специальность и выбрали вуз, который находится высоко в рейтинге. Например, на 50 месте в мире или 10-м в стране. Но при более детальном анализе будет видно, что этот же вуз по гуманитарным направлениям занимает 400 место в мире и 100 в стране. Наоборот, другой вуз может быть 300 в мире, но 100 по гуманитарным наукам. Очевидно, что в данном случае предпочтительнее второй вуз.

Второй совет, который можно дать, это изначально задать свои критерии отбора вуза. Например, в какой стране должен находится вуз, в каком городе, по какому направлению я планирую учится?

Наконец, самое главное. Рейтинг помогает при первичном отборе вузов. Тем самым напоминая маяк, который указывает абитуриенту путь в многообразии высшего образования. С помощью рейтинга можно отобрать несколько желаемых вузов и далее смотреть по ним детальную информацию: программы, стоимость обучения, общежитие и т.д.

Если говорить про национальные, то существуют два основных рейтинга внутри России: Интерфакс и Эксперт РА. Оба рейтинга сопоставимы и могут быть с равным успехом использованы при выборе вуза.

Что касается международных, то здесь выбор шире. Могу порекомендовать рейтинг, в котором являюсь редактором – RUR. Ключевых отличий от других глобальных рейтингов два: инклюзивность и комплексность оценки. Любой вуз мира может участвовать в рейтинге RUR, вне зависимости от каких-либо ограничений. Уже в 2017 г. в RUR будет 70 вузов из России – больше, чем в каком-либо другом рейтинге. Это повышает шансы возрастания интереса у зарубежных студентов к образованию в России. Потенциальные абитуриенты увидят, что сильные вузы представлены не только в столицах и крупных городах, но и в региональных центрах. Благодаря 20 критериям оценки, доступны подробные данные об университете.

Есть и другие рейтинги. Это Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities), издаваемый специальным центром при Шанхайском университете. Это Times Higher Ecucation (THE). Наконец, рейтинг QS (Quacquarelli Symonds). Последние два издаются в Лондоне.

— Как на основе рейтинга им сделать шаги в плане подготовки к поступлению и не ошибиться?..

— В целом, позиции вузов России год из года улучшаются. В 2016 г. в рейтинге RUR российские вузы поднялись на 44 позиции вверх относительно 2015 г. А отдельные вузы — на 100 и более позиций вверх.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что позиции российских вузов по преподаванию в 2-3 раза выше, нежели в общем рейтинге. Так, например, 1 вуз России входит в ТОП-200 общего рейтинга. Но в рейтинге по качеству преподавания в ТОП-200 расположено сразу 9 вузов.

В чем причина такого роста, особенно на фоне того, что часто можно услышать высказывание в духе “Все пропало”: образование развалилось, уровень абитуриентов упал и т.д.? В то же время объективные данные, полученные на основе анализа десятков миллионов чисел, говорят об обратном.

Есть два фактора роста. Первый – это поддержка государства. Особенно в российских реалиях. Отдельного упоминания заслуживает программа “5-100”. Цель программы – продвинуть не менее 5 вузов России в ТОП-100 общих рейтингов. В рамках этой программы в 2013 г. отобрано 15 вузов, а в 2016 еще 6. 21 университет защитил свои программы повышения международной конкурентоспособности и каждые 2 года предоставляет так называемые “Дорожные карты” – план мероприятий на 2 года. Программа гораздо шире рейтингов, но рейтинги являются одним из главных критериев оценки результатов проекта 5-100.

Несмотря на то что дополнительное финансирование, которое получают вузы в рамках этой программы, относительно невелико в международном масштабе, результат уже заметен. Там, где для достижения +100 позиций вузу понадобилось 100 миллионов долларов, российским вузам хватило столько же, но в рублях.

Второй фактор – внутренние резервы самого вуза, в том числе, не требующие, или почти не требующие дополнительных ресурсов. Это постановка приоритетов, создание дополнительных структур (например, единый офис сопровождения иностранных преподавателей в вузе), реорганизация структуры вуза и т.д.

От редакции: Мы благодарим Олега Соловьева за подробные ответы и надеемся, что полученная в ходе беседы информация о работе Международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR) поможет не только молодым людям в правильном выборе высшего профессионального учебного заведения, но и преподавательскому составу, администрациям школ в правильных рекомендациях, даваемых своим выпускникам при выборе того или иного ВУЗа и искренне желаем всем успехов — создателям рейтинга, ученикам и педагогическим работникам!

Фото:

1. Олег Соловьев — редактор Международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR),

2. Скриншот главной страницы сайта Международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here