Ольга ЛЕСНОВА: «Алхимик» — не единственный проект над которым я веду сейчас работу

0
17

Ольга Леснова — закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова и затем New York Film Academy по специальности «Кинопродюсирование». В 2012-2013 годах работала над фильмами «Сердце», «Сашенька», «Иван» которые приняли участие и были отмечены более многими российских и международных кинофестивалях. В 2014 году стала продюсером голливудского полнометражного фильма«CHEF» (режиссер Джон Фавро, в ролях Скарлетт Йоханссон, Роберт Дауни Дж., Дастин Хоффман). В 2015 году работала над фильмом «The Ideal», победившим более чем в 20 международных фестивалях, а также над проектами «Ускользающая Ольга», «Пленник». В настоящее время, совместно со Стефаном МакЭвети (продюсером «Страсти Христовы», «Храброе сердце») ведет работу над подготовкой фильма «Алхимик» по одноименному роману Пауло Коэльо и триллерами «The confession game» и «Архитектор». Нашему представителю Елене Рожковой удалось побеседовать с Ольгой и задать ей несколько вопросов.

olga_lesnova

— Ольга, Вы родились и выросли в Московской области, учились в МГУ им. Ломоносова, РЭА им. Плеханова. И вдруг Голливуд! Как это произошло?

— В 2012 году я выиграла грант на обучение по кинопродюсированию. В гранте был конкурс из 100 человек и поэтому я чувствовала повышенную ответственность за качество себя как начинающего продюсера – ведь на моем месте хотели быть многие. Мне ничего не оставалось как стать профессиональным продюсером, к чему я приложила все усилия. И вот, параллельно с учебой в New York Film Academy (Нью-Йоркская академия киноискусства) я работала над проектом собственного фильма. Когда проект был готов я решила поехать представлять его и искать партнеров на Американском кинорынки (AFM). Почему именно туда? Мне казалось что все кино производят только в Америке, к тому же то место, где я училась было ориентировано именно на американский кинорынок. АFM (или Американский кинорынок) — это профессиональное мероприятие в киноиндустрии, проходящее ежегодно в пригороде Лос-Анжелеса, Санта-Монике где встречаются профессионалы индустрии. Там я познакомилась с будущими коллегами-продюсерами. И несмотря на то что тот разработанный мной проект так я и не реализовала — с тех пор с кино я больше не расставалась.

— «Повар на колесах». Интересный и позитивный фильм. Ваша первая работа в Голливуде. В чем заключался Ваш функционал?

— В данном проекте я работала совместно с американскими коллегами. В мои задачи в самом начале входил фандрайзинг, то есть формирование бюджета и работа с инвесторами. Сама работа над проектом представляла собой большую командную работу, в которой важен каждый элемент. В общей сложности в работе над этим фильмов приняло участие около 150 человек! В результате удалось собрать сильный актерский состав – в фильм задействованы такие актеры как Скарлетт Йоханссон, Роберт Дауни Младший, София Вергара и Дастин Хоффман. Без труда каждого члена команды нам бы вряд ли удалось сделать этот прекрасный фильм, который оказался успешным в прокате и стал выбором зрителей на фестивале Роберта Де Ниро «ТРАЙБЕКА».

— Привлечение финансирования – это же очень сложная и ответственная задача! Было тяжело? В чем отличие подобной работы за границей от российской?

— Для меня это был первый международный полнометражный фильм и поэтому часть функций приходилось осваивать по ходу. Однако было большое желание сделать качественный проект, что сильно облегчало работу, и, несмотря на множестве ночей без сна я практически не ощущала усталости. Во время этапов девелопмента (разработки проекта) и предпродакшна, являющимися подготовительными к производству, я находилась в Москве. Особенность работы заключалась в том, что между Москвой и Лос-Анжелесом 11 часов временной разницы – и когда в ЛА основная бизнес-активность – в Москве – глубокая ночь. При этом стоящие задачи были всегда важными и срочными, что не оставалось ничего другого кроме как не спать вообще! Но в итоге бессонные ночи остались позади – и фильм состоялся. Получилось качественное и доброе семейное кино, получившее признание зрителей и кинокритиков, и в тоже время и успешный бизнес проект: фильм был продан на 42 территории мира и, при бюджете в 13 миллионов мировые сборы составили 51.

— А вообще, каково в Америке русским? В плане общения, например. Есть ли какие-то предрассудки?

— Американцы очень легкие в общении люди. Я сама по себе тоже легкий человек и возможно поэтому я не заметила каких-либо серьезных предрассудков у американцев. Однако есть некоторые особенности в их манере общения от нашей – например, чрезмерная открытость и улыбчивость, которая вовсе не означает особенное расположение. Для американцев это всего лишь привычная вежливость. На улице в Лос-Анджелесе сложно встретить неприветливое лицо. Незнакомые друг с другом люди обычно здороваются и желают друг другу хорошего дня.

Но в работе они совершенно другие: четкие и собранные. Каждая достигнутая договоренность должна быть реализована. Мир кино очень узок: пара несдержанных обещаний и дорога к будущей профессиональной и работе может быть закрыта. Поэтому деловая репутация – это важнейшая валюта в мире кино.

— Российское кинопроизводство и Голливуд. В чем принципиальная разница?

— Различия в кинопроизводстве в Америке и в России колоссальные. В американской системе при производстве кино не существует субсидий или каких-либо невозвратных средств. Поэтому продюсеры изначально настроены на получение прибыли от реализации произведенного ими продукта. Поэтому еще на этапе выбора проекта большое внимание уделяется коммерческому потенциалу картины.

В основе каждого будущего фильма стоит мощная история. Но одного только сценария недостаточно. Для картин, которые планируются к показам в кинотеатрах, необходимо присутствие узнаваемых актеров – ведь без них даже хорошему фильму невозможно получить хорошего прокатчика и, соответственно, добраться до кинотеатров.

Этапы работы над фильмом четко разграничены. Прежде чем продюсер всерьез берется за проект, сценарию необходимо пройти профессиональную сценарную экспертизу, получить оценки по определенным критериям, таким как уникальность истории, глубина проработки персонажей, естественность диалогов, актуальность, визуальный ряд, коммерческий потенциал и другим. За каждый критерий сценарий получает свой балл, который потом суммируется и выносится на суд продюсера, после чего он принимает решение о дальнейшей судьбе проекта. В своей работе такую экспертизу я делаю для каждого своего проекта. Но даже высоких оценок недостаточно для запуска проекта в производство. Имея на руках сильный сценарий нужно присоединить к нему качественного режиссера и хотя бы одного актера, имеющего стоимость на мировом рынке. После чего сформированный пакет фильма отправляется на кинорынок для осуществления предварительных продаж — этим мы обеспечиваем сохранность средств вложенных инвесторами. При покрытии 70 процентов производственного бюджета за счет предпродаж проект отправляется в производство. Поэтому нельзя недооценивать важность ряда действий, на которые нужно потратить средства еще до производства — девелопмента. Грамотно проведенный девелопмент обеспечивает половину успеха фильма и защиту инвестиций для инвестора.

В этом и есть одно из важных отличий от российской системы: в России системы предпродаж пока еще. В результате нет гарантий того, что готовящийся к производству фильм в принципе нужен на рынке. Такая ситуация приводит к тому, что продюсеры в российском кино зарабатывают в процессе его производства, оставляя на волю случая возвратность средств инвестора. Благо что иногда этот возврат и не требуется так как большая часть производимых фильмов дотируется государством. По статистике 97% российского кино убыточно. В 2016 году из всех российских фильмов, выпущенный в прокат, прибыль принесла всего 1 картина. Поэтому можно сказать что кино как бизнес в России просто не существует.

В Америке такая ситуация просто невозможна. Чтобы оставаться up-to date (“в обойме») продюсеры вынуждены производить кино, инвестиции в которое приносит прибыль своим создателям.

— В Москве вы периодически проводите мастер-классы «Как снимают в Голливуде». Поделитесь секретами и с нашими читателями.

Совершенно верно — иногда меня приглашают мастер-классы и провожу семинары на тему продюсирования фильмов. На них я делюсь со слушателями своим опытом работы и рассказываю много практических моментов а также нюансов работы продюсера в Америке.

Например, чтобы снимать в Америке нужно следовать требованиям всех профсоюзов. Так, если для работы с конкретной видеокамерой нужно 4 человека, то компания не имеет права нанять меньше людей, что ведет к большим съемочным группам с четким распределением обязанностей каждого его члена. Например, при съемках «Повара на колесах» было задействовано около 150 человек, что кажется много, но все же является необходимым. В Америке выгодно снимать быстро и четко по графику, а строгое соблюдение бюджета картины является гарантией участия продюсеров в будущих проектах и отсутствием претензий со стороны бонд-компаний (которые страхуют фильм от недосъемок). Вся команда изначально это знает и поэтому очень строго следит за тем, чтобы все было по плану.

Существует масса деталей, которые невозможно поместить на страницы журнала – поэтому буду рада увидеть читателей вашего журнала на следующем моем мастер классе или на открытом уроке в «Фильмошколе» или “ABC Film School” где я читаю спец-курсы.

— Вы участвуете в работе над фильмом «Алхимик» по книге Пауло Коэльо. Книга произвела в свое время огромный фурор, как вы считаете, кинокартина станет самым ожидаемым событием года?

— У данного проекта не простая судьба. Продюсерская компания Вайнштейнов еще около 10 лет назад объявила о намерении сделать фильм по бестселлеру Пауло Коэльо. У книги есть прекрасные составляющие для экранизации: мировой тираж книги – 65 млн экземпляров, книга переведена на 80 языков мира и даже попала в книгу рекордов Гиннеса, как книга выпущенная наибольшим тиражом при живущем авторе. Однако тогда возникла сложность с выкупом прав на книгу и работа по подготовке к запуску картины были остановлены. Только недавно удалось решить вопрос с правами и я присоединилась к работе над этим проектом, совместно с компанией Palm Star Media. Хочется надеяться что будущий фильм оправдает ожидания поклонников книги. Я со своей стороны приложу максимум усилий для этого. А уж станет ли картина событием года – это решать зрителям.

— Кто еще работает над картиной? Ваша роль в команде?

— Над картиной работает прекрасная команда. Продюсеры из компании Palm Star Media, а также Стефан МакЭвети, известный по работе с Мелом Гибсоном в таких проектах как «Чего хотят женщины», «Храброе сердце», и «Страсти Христовы». В главных ролях планируются быть задействованы ведущие голливудские актеры. Сценарий уже прочитали Кристиан Бейл и Шон Коннери. Однако более подробнее о проекте говорить еще преждевременно.

Сейчас проект частично профинансирован и мы ищем оставшуюся часть. Производство запланировано на 2017 год, а выход фильма в прокат должен случиться в 2018-ом.

Моя работа в проекте заключается в формировании бюджета, привлечении инвестиций, а также подбор креативной команды. В проекте несколько продюсеров и итоговые решения не принимаются в одиночку. Обычно главные продюсерские решения принимаются продюсерской группой совместно. Кино – это командная работа!

— Рано или поздно ваш текущий проект подойдет к завершению. Планы на будущее?

— «Алхимик» — не единственный проект над которым я веду сейчас работу. Параллельно я работаю над комедией, действие которой развивается в Нью-Йорке и остросюжетным триллером. Все проекты конечно на английском языке и рассчитаны для мирового кинорынка.

— Если кто-то из молодых, начинающих отечественных режиссеров захочет попробовать свои силы в кинопроектах Голливуда, чтобы вы посоветовали ему?

— Как можно больше снимать. Использовать для этого любую возможность! Также необходимо поддерживать нетворкинг – посещать специализированные мероприятия и фестивали, где всегда есть возможность продемонстрировать свои работы продюсерам. Продюсеры, кстати, также всегда заинтересованы в новых режиссерах, имеющих уникальный взгляд на вещи и режиссерский подчерк. Ведь найти хорошего режиссера продюсеру не менее важно чем режиссеру найти продюсера для его проекта. Еще важно верить в себя и ни за что не останавливаться!

Фото — Галина КОРОВИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here