Результаты осеннего исследования «Отношение к возрасту в России. Женский взгляд»

0
3

4 октября состоялся третий «Подиум зрелой красоты» (ранее — мы уже рассказывали о нём — прим. ред.), организованный порталом «Баба-Деда» и Культурным центром ЗИЛ, при поддержке МГТС и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Мероприятие, призванное привлечь внимание общества к культуре восприятия зрелого возраста в современной России, привлекло большое количество зрителей.

Перед Подиумом состоялась пресс-конференция с представителями модных и культурных организаций города, а также были озвучены результаты осеннего исследования портала Баба-Деда «Отношение к возрасту в России. Женский взгляд».

1238-babded-1906

Ниже их публикуем:

400+ респондентов. Более 70% респондентов – женщины предпенсионного и пенсионного возраста, из них: 19% респондентов – от 50 до 55 лет, 25,7 % — в возрасте 56-60 лет, 25,4% — в возрасте 61-70 лет.

В российском обществе культура восприятие зрелой красоты… развита слабо или отсутствует

Лишь несколько человек из всего пула респондентов (1,6%) сочли, что культура восприятие зрелой красоты развита достаточно. Подавляющее большинство считают ее развитие слабым (50,9%) или отсутствующим совсем (47,5%). Удивительно, что у респондентов до 50-ти лет нет иллюзий – ни одного положительного ответа в пользу достаточного развития культуры восприятия возраста.

Причины, повлиявшие на восприятие зрелой красоты в стране (множественные ответы)

Чаще всего респонденты выбирали 2 варианта ответа: «Молодое сообщество не готово воспринимать зрелую красоту, так как этому не учат» и «Женщины 50+ начинают стесняться своего возраста, это влияет на стиль в одежде, поведение и, как следствие, мы имеем такое
отношение окружающих» (каждый ответ набрал по 48% — практически каждый второй респондент отметил именно эти причины).

Другие варианты ответов: «Историческое прошлое, где моде уделялось не так много внимания» (33,5%) и признание того, что «Мы сами создали такую культуру восприятия, так как осуждаем всех ярких и необычных, показывая негативный пример отношения молодому поколению» (32%). 31% респондентов считает, что в нашем обществе «Нет законодателя моды для 50+», что также не способствует развитию восприятия зрелой красоты.

Менее 30% респондентов считают, что «женщины в большой степени сами виноваты, так как после замужества (или 40+) перестают ухаживать и следить за собой» (29%). И лишь порядка 20% выбрали отсутствие специализированных ТВ каналов и передач 50+, журналов 50+, курсов о моде и красоте для старшего поколения.

1323-babded-2246

Влияние на самих женщин: первый личный вопрос и противоречивый результат

Большинство респондентов (46%) считают, что все-таки не зависят от чужого мнения и на них никак не влияет сложившаяся ситуация в обществе. Этот ответ чаще всего (в 26% случаев) выбирали участники опроса в возрасте от 56 до 70 лет. При этом 39,3% участников отметили, что на практике они «не могут подобрать для себя одежду — в магазинах нет размера, нет нужного фасона, на них не ориентируются как на основного покупателя». А 30% респондентов считают, что «Окружающие уважают, ценят, замечают мою красоту».

Не так часто, но выбирали негативные ответы: «Чувство, что про нас забыли» (19,8%), «Стесняюсь выглядеть ярко, боюсь осуждающих взглядов, так как считается, что это удел молодых» (15,8%) и «Окружающие смотрят на меня с осуждением, когда я одеваюсь ярко» (8,2%).

Как можно изменить отношение общества к зрелой красоте?

Большинство выбрало изменение собственного отношения и поведения: в первую очередь необходимо «Изменить свое отношение к зрелой красоте и носить свой возраст красиво» (63%) и практически такой же по частоте выбор ответа — «Своим примером доказывать, что красота есть в любом возрасте» (60%).

Изменение внешних условий: 44% респондентов считают необходимым «Появление законодателей моды 50+ (отечественные стилисты, дизайнеры, модные дома)». И уже 28% участников опроса посчитали важным продвижение зрелой красоты в виде специализированных: «журналов и передач», организации «Модных показов для зрелой аудитории (50+)», появления «Специализированных коллекций от модных брендов 50+».

Среди частных развернутых ответов также отдельно выделяется важность развития инфраструктуры и досуга для людей зрелого возраста, так как это на собственную самооценку и самосознание старшего поколения: «…хочется заниматься всем: фитнес, танцы, рисование, поделки, познавательные лекции и т.д. Но бесплатные кружки переполнены, доступны только библиотеки и парки. Модная и правильная одежда хороша, когда ты понимаешь, куда ты будешь в ней ходить (походы в магазин за продуктами и редкие посещения театра не считаются)».

1211-babded-1803

Наиболее характерные комментарии участниц исследования —

О примерах:

«Включать примеры красивых зрелых женщин в общественные институты и массовую культуру (сериалы, кино, СМИ)».

«Реклама не только на молодых лицах и телах. Телеведущие должны быть за 50 лет тоже, они должны демонстрировать ум и красоту — все прекрасные стороны женщины в этом возрасте. Сейчас если на ТВ и есть ведущие за 50, то они все мужчины».

О самоуважении:

«Надо не смотреть на возраст, а быть самой собой. Никакие журналы этому не научат. Старость она в голове, а поэтому и нет надобности идти в ногу со временем, учиться быть современной, молодые в массе своей не интересно выглядят. Надо всем работать, развиваться до конца этой земной жизни. … «В Москве многое делается для пенсионеров, надо быть востребованным, а этому можно научиться».

«Большая часть женщин подавляется не бережным отношением в семье и обществе: надо изживать наше «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

«Нет культуры зрелой красоты потому, что женщина воспринимается как «сексуальный пустяк» (цитата Михалкова-Кончаловского) и роль ее в обществе и семье невелика. В России женщина воспринимается как женщина до 35 лет. Научить общество воспринимать зрелую красоту можно только через уважение и повышение социальной роли женщины, улучшение ее роли в семье (уменьшение ее роли обслуги), больше «пропаганды» самоуважения… Иначе простой выпуск журналов о зрелой красоте не поможет: накрашенная «пустышка» 50 лет будет вызывать смех в таком обществе».

1156-babded-1605

О разновозрастной среде:

«Воспитание общей культуры и культуры взаимодействия людей разных поколений в едином обществе и пространстве».

Фото — портал www.baba-deda.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here