Шуня БАЛАШОВА: «Мы стараемся участвовать в интересных проектах»

0
23

SHOO – резиденты фестиваля «Усадьба Jazz» и победители конкурса «Усадьба Jazz Роза Хутор 2016». Группа образована в 2010 году вокалисткой Шуней Балашовой – выпускницей Академии им. братьев Гнесиных и Музыкального колледжа Беркли. Свой самобытный стиль группа определяет как «absolute soul». Музыкальный материал этого world music бэнда включает джаз, неосоул, этно, фолк, фанк, блюз, регги, русские, украинские, африканские народные мотивы. Shoo — участники многих значимых опен-эйров: «Усадьба Jazz», «Дикая мята», «Коктебель Jazz Party», ColorFest, «О, да! Еда!», «Спасская Башня», «Быть добру!» и другие. В начале 2018 года группа завершила работу над новым EP-альбомом «Твоя Земля». В пластинку вошли четыре трека: ключевая композиция «Твоя земля», «Just Energy of Absolute Soul», «Синие сети» и «You Got Me». Мини-альбом издается лейблом Universal Music.

– Ваша группа Shoo существует уже восемь лет, а идея о её создании появилась после студенческой вечеринки, где вы представили авторские аранжировки. Вы сами после своего выступления пришли к такой идее — создать свою группу? Или вам нужно было, чтобы кто-то сказал: «Шуня, а не попробовать ли тебе…»?

– Ну, это, на самом деле, достаточно логичный такой процесс. Когда дети, подростки осознанно идут на эстрадно-джазовое отделение музыкальной школы, они более или менее понимают, чем будут заниматься. И последние годы музыкальной школы ты постоянно находишься в окружении музыкантов, в творческой тусовке, поэтому вся жизнь потихоньку обрастает только музыкальными связями, и по-другому нельзя представить себе дальнейшее развитие. Как правило, девяносто процентов людей собираются дальше идти по музыкальной тропе, выступать и что-то своё делать. Естественно, должен быть свой состав, группа. Я считаю, что музыкант должен делать свою музыку, создавать её. И я всегда очень хотела писать своё, делать свою музыку, а не просто заниматься перепевкой джаза, хотя я очень люблю джазовые стандарты и обожаю их исполнять. Но всё равно хотелось делать что-то своё, работать с авторским материалом.

– Вы называете свой стиль absolute soul. Давайте представим, что это название изысканного блюда из дорогого ресторана. А какие ингредиенты вы используете при приготовлении этого музыкального деликатеса?

– Мне кажется, что нашей идеей является предоставление не одного блюда, а ужина с пятью сменами блюд (смеется). Помимо музыки мы хотим дать слушателю целый спектр впечатлений, это общее настроение, которое мы стараемся обеспечить на больших концертах, в которых обязательной основой является тематика, образное мышление поддерживается видеорядом, уникальным для каждой песни и стиля.

В создании нашего меню мы обожаем сочетать несочетаемые элементы, связывая их современными грувами. Приправами, придающими пикантность и вкус, служат песнопения и традиционные элементы разных стран и народов. Заряжающие энергией и всеми любимые духовые инструменты и пачки бэк-вокала, это те элементы, которые придают нашему звуку «питательности». Все блюда разные, очень самобытные и на любой вкус, поэтому, мы надеемся, нашим зрителям и слушателям не надоест кухня «Абсолютного соула»!

– Мы знаем, что вы – музыкант, который с любовью относится к культурам разных народов и соединяет их в своем творчестве. Какие из них вдохновили вас для нового мини-альбома? Мы попытались по вашему образу догадаться, но, честно говоря, это было трудно.

– Это, безусловно, русские и украинские песнопения. Мы используем грузинские песни, итальянские; вдохновляемся американской соул-музыкой, так любимой нами. И, конечно, если это народность, то это латино-музыка, африканская этника, арабские мотивы также присутствуют. То есть, в принципе, нет границ. Единственное, мы, конечно, постепенно осваиваем разные горизонты, потому что надо понимать, о чём эта культура, проникаться ей. Слава Богу, у меня, благодаря моим родителям, есть возможность путешествовать. Я могу видеть разные страны и общаться с людьми – носителями той или иной культуры. В общем, это, конечно, безумно вдохновляет, хочется в своей музыке употреблять их традиции и как-то пытаться к ним приблизиться.

– В одном из интервью вы рассказали, что вас вдохновляют и «плохие события» в жизни. Какие же из них, если не секрет, повлияли на ваше творчество?

– Я думаю, что меня вообще вдохновляют в большей степени именно плохие события. Кстати, это не я одна так считаю, многие люди – писатели, певцы, поэты, считают, что счастливый человек написать ничего не может. И, соответственно, все великие стихи, всё то, что нас трогает – это всё построено на чувстве катарсиса, на том, что у человека произошли какие-то страдания – по крайней мере, у меня так. Поэтому, когда у меня были какие-то серьёзные перемены в жизни – это и ссоры с друзьями, это, естественно, любовные дела, в общем, разнообразные потрясения в жизни, – они, безусловно, дали свой очень большой резонанс в вопросе написания песен.

У меня был такой период в жизни, когда я практически полностью поменяла свой круг общения, это было очень тяжело, потому как все мы были связаны какими-то очень долгими отношениями. И когда в 2011-м году я была очень далеко от дома в Штатах, в школе Беркли, у меня были определённые события в жизни, от которых было не очень хорошо на душе. И, в общем, в Беркли были все условия для того, чтобы человек занимался музыкой круглые сутки. Поскольку ты там находишься один, то всё время занимаешься музыкой в одиночестве. Соответственно, я сидела практически целыми днями в классах для занятий, и песен, которых я написала тогда, мне хватает до сегодняшнего дня. То есть, не все песни, которые были написаны тогда, сейчас аранжированы и спеты. Поэтому абсолютно точно, подтвержу ещё раз, негативные события меня очень вдохновляют.

Не хочу сказать, что надо страдать, чтобы что-то написать – конечно, нет. Но рождаются гораздо более глубокие, трогающие меня саму песню, что самое главное — потому что иногда бывает, что свои стихи слушаешь и понимаешь, что это не совсем то: хочется, чтобы каждая строчка отдавала таким резонансом в душе. Вот поэтому абсолютно точно негативные события меня больше вдохновляют.

– Весной 2018 года вы презентовали новый EP «Твоя Земля». Какова общая концепция пластинки?

– Концепция альбома в непохожести и разнообразии нашего мира — с одной стороны, а с другой — это ода тому, что все на свете может быть объединено. Мы отказываемся от рукотворных «границ» государств и культур, создавая коктейль из культур разных уголков мира. И даже обложка EP является символом того, что рядом со мной всегда витает музыка разных стран. Узоры, как графические, так и музыкальные приемы, украшают нашу музыку, «приправляют» ее. Все это «касается» меня, как «рука» на фотографии, передавая мне часть энергии этих культур… В пластинке четыре абсолютно разные композиции, отражающие разные стороны нашей личности. В создании приняло участие рекордное количество людей: от замечательных музыкантов из группы «Арсенал» Алексея Козлова до моих нынешних музыкантов.

– Какой этап в жизни группы олицетворяет мини-альбом «Твоя земля»?

– EP «Твоя Земля» — это переход от джазового периода группы — того, что мы показали в первом альбоме «Absolute Soul», — в более плотный звук, более дерзкие композиции, в них очень много этники и смысла. Мы решили выпустить его таким, потому что это, скажем так, подведение итогов еще одного этапа нашего развития. Новый EP абсолютно точно иллюстрирует то время, в которое его создавали, и те концерты, те площадки, на которых мы выступали, и самые разные наши проявления позже.

– Презентация альбома символично совпала с Вашим 25-летием. С какими мыслями Вы приближались к этой красивой цифре и часто переломному этапу в жизни каждого человека?

– Да, за день до концерта я отпраздновала свое 25-летие. Помните, БГ пел: «Мне двадцать пять, и я до сих пор не знаю, чего хочу»? Так вот, мне повезло, я точно знаю, кем хочу быть и твердо иду к своим целям и мечтам. Сопутствующие победы только укрепляют мою в веру в то, что я все делаю правильно и живу своей жизнью. Релиз на Universal Music, случившийся в канун моего дня рождения, тому доказательство!

– Этой же весной в прямом эфире Первого канала вы презентовали совместную работу со Стасом Море «Поезд в Евпаторию». Расскажите об этом дуэте?

– Я услышала пеню Стаса на одном из фестивалей, где группа Shoo также выступала. В мелодию этой композиции я тут же влюбилась, а потом вслушалась в слова и очень удивилась – песня-то про Евпаторию, мой родной город! Я увидела в этой нашей встрече со Стасом знаки судьбы, и мы решили сделать дуэт. Шуточно мы называем трек «Фарафуфэй». Кстати, в этот же период мы записали песню «Прямо по курсу» на стихи Ильи Кормильцева, инструменталку «Как птица» и сделали новую аранжировку «Далекой весне» — теперь у нас есть целый музыкальный блок на морскую тематику! В начале лета презентовали сингл в сети и клип на эту песню.

– Стас Море часто выступает с гитарой, а вы, говорят, отрицаете в своем художественном арсенале этот инструмент. Почему?

– Мне никогда не хотелось, чтобы гитара на постоянной основе присутствовала в нашей музыке. Несмотря на то, что дискография у нас достаточно маленькая, концертная деятельность — огромная. Мы очень много играли и экспериментировали на сцене, успели поработать с большим количеством музыкантов, в том числе и с прекрасными гитаристами: Фёдором Досумовым — очень известным в нашей стране, Павлом Чекмаковским… Мы с ними выступали и с удовольствием играли наши песни, но я рассматриваю гитары только в качестве специального гостя на наших концертах, только когда у меня есть настроение услышать гитару в какой-то из наших песен. Например, в дуэте со Стасом.

Мне кажется, что в авторской музыке Shoo гитара будет звучать несколько артефактно. Я даже не слышу ее в наших аранжировках, они у нас достаточно плотные — места для гитары мы не оставляем. И нет пустоты или избытка воздушности, в плохом смысле, который захотелось бы заполнить этим инструментом.

Например, я очень люблю плотный слой бэк-вокала, хоровые пачки. Считаю, что это безумно красиво. И в наших аранжировках я лучше заполню какие-то пустоты этими вокальными пачками или духовой секцией, чем гитарой. Более того, у нас в музыке очень большое место отводится клавишам, а они могут сделать огромное количество всего. И во многом заменить собой гитару.

Так же было у меня с саксофоном: очень долгое время мне не хотелось, чтобы саксофонисты постоянно участвовали в нашей группе – это вызывало у меня почему-то отторжение. И, тем не менее, нашлись музыканты, которые изменили мое мнение. Например, наш нынешний саксофонист Артём Гавкин абсолютно меня поражает, очень вкусно играет, его партии хорошо дополняют нашу музыку, добавляют драйва, они такие сочные, яркие. Это грув, молодость, стиль, дерзость. И теперь он с нами в постоянном составе группы. А вот гитару в нашу команду я пока принять так и не могу.

– Вы считаете себя лидером, сплотившим вокруг себя дружную команду или идиллия в группе — это заслуга каждого участника Shoo?

– Группу, конечно, собирала я, представляя четко, что мне нужно и какой проект я хочу вырастить. Shoo – это мое детище и «проект жизни» для меня. Но в нынешнем состоянии коллектива, однозначно, атмосферу каждый дополняет своей энергией. Это заслуга каждого по отдельности и всех вместе.

Конечно, мне, как руководителю, приходится принимать решения, идти на компромиссы и поддерживать атмосферу в гармонии, но не могу сказать, что это очень сложно. Я уже знаю реакции и тонкие моменты в поведении каждого из ребят, знаю, что и как лучше делать, чтобы не допускать сложных моментов. В общем, мы привыкли друг к другу и от этого коммуницировать и работать, конечно, стало проще.

– В биографии группы Shoo довольно много интересных проектов и коллабораций: победа в конкурсе «Усадьба Jazz Роза Хутор», участие в «Главной сцене» на канале Россия 1, многочисленных топовых фестивалях, в том числе на «Дикой мяте»… Какие проекты вы считаете для группы наиболее важными, ставшими определенной точкой отсчета в истории Shoo?

– Я обладаю твердой уверенностью в том, что все, что с нами происходило, все проекты, которые случались, это все к чему-то привело. Как пел замечательный SunSay «ничего не бывает случайно: от чаинки до племени Майя!». И ведь — правда! Уже множество раз убедились все в нашей группе, что даже самые странные активности и выступления, которые, на первый взгляд, ни к чему, дали много важнейших свершений в будущем. Мы стараемся участвовать в интересных проектах, вне зависимости от условий и сложностей, которые могут возникнуть на пути.

Что касается, например, «Главной сцены» – она показала, как себя ведут коллеги по группе в сложные моменты, где та грань усталости, за которую нельзя выходить. Мы поэкспериментировали с классикой советской эстрады, узнали, что можем это сделать. Пообщались с титанами нашей эстрады. В целом — неплохой опыт, множество знакомств и большой шаг для группы в вопросе приобретения аудитории.

– Получается, вдохновение приходит к вам во время наблюдения за обычной жизнью?

– Да, я вообще очень люблю наблюдать, как правило, вряд ли кто-то обращает внимание на такое, но я часто замечаю такие мелочи, которые вдохновляют меня на что-то серьезное, крупное.

У меня в голове музыка звучит без остановки. Как OST к Моей Жизни. Я не знаю, почему, но музыканты чаще всего общаются с музыкантами, наверное, потому у нас нет режима как у большинства людей – пять дней работа и два дня выходные. У нас всё время наполнено музыкой. Иногда от этого возникают сложности, потому что нет особой разницы, между отпуском и работой. Получается – порепетировать или пописать музыку, это такой бесконечный невидимый труд, который не знаешь, когда случится.

– И последний вопрос. О чем вы думаете, когда приходите домой после концерта?

– Обо всём. Мы анализируем, во-первых, что и как было. Как правило, забываем поесть в день концерта, поэтому едим. После двенадцати (улыбается). Нас встречает наш кот, очень милый, он так приятно лижет и греет нас своим теплом. Мы отдыхаем просто. И думаем о том, как всё прошло, размышляем. Если это было хорошо – то думаем, почему это было хорошо. Если это было плохо, думаем, почему это было плохо. В принципе, такие совершенно обычные мысли.

Беседовала Леся ФИРУЛЁВА,
Фото из личного архива Шуни БАЛАШОВОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here