В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина «Белое лето»

0
8

4 сентября 2015 года в музее-усадьбе Поленово (Тульская обл.) открылась выставка московского художника Ильи Даньшина «Белое лето».

В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина "Белое лето"

Московский живописец Илья Даньшин – редкий пример художника, сохранившего непосредственность юношеского восприятия мира, эмоциональную открытость, искренность как в творчестве, так и в поведении. Неудивительно, что произведения Ильи Даньшина часто вызывают любовь с первого взгляда, — как у опытных коллекционеров, так и у неискушенных посетителей его выставок. Между картиной и зрителем словно возникает ток, некое волнующее поле, эмоциональное, как правило, радостное и даже счастливое напряжение. Такие произведения покупают не с дальним прицелом вложения средств, а ради сохранения тех эмоций, которые переполняют картины художника.

В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина "Белое лето"

Свойственные Илье Даньшину непредсказуемость, радость взаимоотношений с миром, умение сфокусироваться на главных эмоциях и передать их в едином порыве (неслучайно, некоторые и часто самые удачные его работы рождались стихийно и на одном дыхании) – проявления индивидуальности художника. Он обладает особым взглядом и восприятием мира.

Человек бесспорно романтический, впечатлительный, тонкая душа, он каким-то изящным образом сплавил в своем творчестве реализм и символизм, сделав детали природы и жизни элементами бесконечной вселенной, сказочного космоса. В его работах всегда идет неуловимая трансформация почти бытовых историй в игру символов. Интуитивно художник придает эмоциональным состояниям, изображаемым им, глубину и загадочность философского открытия.

При этом главный жанр, в котором работает Илья Даньшин – пейзаж. Но как только в поле зрения автора появляется человек или животное, картина превращается в притчу. Возникающие «в кадре» картины странники, коровы, волы, деревенские жители или московские влюбленные вроде бы реальны, но в то же время призрачны и обладают странным свойством таять, почти что исчезать.

В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина "Белое лето"

Эффекты освещения, которые предпочитает художник – дымка, сумерки, туман. Неслучайно его работы вызывают в памяти пейзажи Тернера и Левитана. Тернеровская сумеречность, приглушенность оттеняют теплые живые эмоции и глубокий символизм картин «Уголек» и «Костерок», в которые художник вложил самое сокровенное. Таковы и осенние Сокольники, и промытые дождем и отражающиеся в мокрых мостовых пейзажи Таганки и Котельников, меланхоличный и таинственный Парк культуры. Хотя порой автора посещают динамика и бесшабашность манеры в духе Клода Моне, с которой Даньшин передает радость весенней оттепели или столь любимую им осеннюю этюдность русской природы. В кристальной чистоте, прозрачности холодных оттенков швейцарских пейзажей, в настоящем «парижском сером» видов Сены и сада Тюильри, в пейзажах Лозанны мы встречаем какого-то иного художника, не такого нежного, как Илья Даньшин, пишущий пейзажи живописнейших, выразительных окрестностей Поленова. Любимое им Бехово – целая тема в творчестве художника. Смена времен года, состояний природы, охота за эффектами освещения, закатным солнцем, тревожными или наоборот спокойными сумерками, – все это неисчерпаемый источник вдохновения.

В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина "Белое лето"

Часто пейзажи Ильи Даньшина становятся поводом, чтобы интуитивно и спонтанно выразить нечто, гораздо большее, чем восхитившее автора ощущение природы. Тогда рождаются странные картины с зашифрованным содержанием. В огнях «Фейерверка» с его церковью на горе и зареве в роще слышится рождественский мотив, в вечернем движении уходящего стада возникает что-то библейское. Эта же символика проявляется вдруг в фигуре женщины на картине «Созерцание», «Сумеречных подсолнухах» или в работе «Тишина». Драматический закат картины «Хозяйка» тревожит и не отпускает. И до самого высокого градуса напряжения поднимаются картины «Смятение», «Дорога», «Реквием», в которых отчетливо читаются трагические библейские мотивы. В этом ряду особое место занимает картина «Видел Ангела» — лаконичное полотно с призрачной фигурой, скользящей по весенней разлившейся воде.

В музее-усадьбе Поленово открылась выставка московского художника Ильи Даньшина "Белое лето"

Есть у Ильи Даньшина любимые герои. И это не столько люди, чьи портреты он рисует с нескрываемым удовольствием. Еще любимые герои художника – яблоки и цветы. От его цветущего жасмина и полей спонтанных ромашек захватывает дух. Лохматые, как дворняжки, подсолнухи – частые гости его полотен. «Случайные цветы» — разноцветные охапки полевых цветов, искренние и настоящие – ему милее парадных букетов. Яблоки на заснеженной лавке, яблоки в ведрах или руках старика и «Падающее яблоко» на фоне звездного неба – не одно и то же. В картинах «Чудесная ночь» и в особенности в работе «Портрет яблони» с яблоками, как угли, горящими в вечерней синеве, художник опять делится с нами какой-то одной ему ведомой мудростью, облекая ее в форму сказки.

Это редкое свойство души, понимающей, кажется, нечто важное о жизни.

Илья Даньшин – счастливый человек. Секрет этого счастья прост и не всем доступен: он живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Выставка открыта до 4 октября 2015 года.

Наталия КОЛЕСОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here