В Продюсерском центре Игоря Сандлера прошла пресс-конференция по случаю 50-летнего юбилея рок-группы «Интеграл»

0
17

17 ноября 2015 года в Продюсерском центре Игоря Сандлера прошла пресс-конференция по случаю 50-летнего юбилея рок-группы «Интеграл». Современному молодому россиянину, поклоннику музыки 1960-1980-х годов прошлого века сложно представить, в каких условиях существовала советская музыкальная и разговорная эстрада.

Артист, выступающий на сцене должен был стоять по стойке «смирно», музыкальное сопровождение отвечать стандартам советской песни, состав музыкантов соответствовать регламенту. Даже саксофон считался инструментом чуждой идеалогической пропаганды. Всё происходящее на сцене, слова, музыка, тексты юмористов, движения танцоров контролировались надзорными органами всех мастей, от худсоветов до КГБ. Каждое произнесенное со сцены слово, должно было быть «залитовано» — заверено письменно и печатью цензурных органов. Представить себе появление на профессиональной сцене рок-группы, где каждое слово, каждый жест, сам ритм музыки «дышат» свободой, было невозможно. Тем не менее, рок-группа «Интеграл» появилась и все существующие запреты системы разрушила «до основания».

При филармониях стали появляться рок-группы: в «Ленконцерте» – «Земляне», в Кемерово — «Диалог», в Тамбовской филармонии – «Круиз», в «Москонцерте» — «Автограф», а «Росконцерт» – дал нашей стране «Машину времени». Почему так произошло — это объяснил народный артист Геннадий Хазанов.

3875494257629

1967 год. Бари Алибасов – ударные, вокал, Михаил Арапов – клавишные, вокал, Александр Крахин – гитара, вокал, Александр Стефаненко – бас-гитара, вокал

Поскольку в советское время рок-группы могли работать только при филармониях, а директор Саратовской филармонии Александр Николаевич Скорлупкин поддерживал группу, то, на встрече с начальником саратовского Управления культуры в ответ на требования начальника «уволить Алибасова или положить на стол партбилет» отдал свой партийный билет. Впоследствии за этот поступок Александра Скорлупкина называли «директор-революционер». И именно за это его вызывали на допросы в КГБ за то, что он «приютил» «запрещённых» — рок-группу «Интеграл», Александра Розенбаума, группу «Шестеро молодых» с Николаем Расторгуевым, создатель которой В.И. Дарчиев так и умер в тюрьме…

С 1967 года до конца 1970-х «Интеграл» был единственной в стране гастролирующей рок-группой, с переполненными концертными залами, Дворцами спорта и стадионами. Он стал основоположником многих жанров – таких как глэм-рок, психоделический рок, кантри-музыка и рок-шоу. Группа открыла путь на профессиональную сцену многим рок-ансамблям.

«Интеграл» положил начало невиданному для СССР техническому оснащению концертов, с потрясающим световым оформлением, взрывами, квадрафоническим звуком, впервые появившимся на сцене дымом всех видов. Это была первая группа, музыканты которой создавали фантастические образы, шокирующие советскую молодёжь. «Интеграл». Трудно представить группу, которая бы так повлияла бы на развитие советской и постсоветской рок-музыки и шоу-бизнеса.

«Интеграл» производил ошеломляющее впечатление, об этом говорили многие выдающиеся личности, стоявшие у истоков российской рок-музыки: Юлий Гусман, Полад Бюль Бюль Оглы, Андрей Макаревич, Пётр Подгородецкий, Александр Левшин, Давид Тухманов, Алексей Козлов, Вячеслав Зайцев, Крис Кельми, Сева Гаккель, Байгали Серкебаев (группа «А-Студио»), Апполонов-Григорьев, до сих пор хранящий афиши «Интеграла» и многие другие.

Интересно и то, что рок-группа «Интеграл» оставила след в отечественном кинематографе того времени. Музыку к фильму Юлия Гусмана «Не бойся я с тобой» — первому советскому боевику записывал «Интеграл». А в первом отечественном фильме рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», участники группы — Игорь Сандлер, Юрий Лоза и Александ Гумаров играли роль рейнджеров, врагов романтического героя. Позднее Игорь Сандлер воссоздал эту оперу на сцене театра, сыграв одну из главных ролей — роль «Смерти». Пьер Карден присутствовавший на премьере был поражён его игрой.

674674

1981 год. Игорь Сандлер – клавиши, вокал, Бари Алибасов — вокал, Юрий Лоза – вокал, гитара, Пётр Березовский — ударные, вокал, Альберт Гумаров – бас-гитара, вокал Халил Даукаев – ударные, вокал

В жизни группы было немало чудес и даже невероятных, мистических событий. Только одно то, что рок-группа в одиночестве гастролировала по СССР с запрещённой музыкой около 10 лет – уже необъяснимый факт. Как это удалось Алибасову, спросите у него или Геннадия Хазанова, немало пострадавшего и от КГБ и от худсоветов Росконцерта.

Свободомыслие Бари Алибасова породило немало российских звёзд и музыкальных явлений, вплоть до зарождения сначала российской музиндустрии, а позже пресловутого шоу-бизнеса. Юрий Лоза, проработавший в группе 5 лет, запустил подпольный рок, став суперзвездой СССР середины 80-х. Андрей Шепелев, Ирина Комарова, Михаил Лазарев продолжили после Интеграла развитие советской профессиональной кантри-музыки, создав группы «Кукуруза», «Форвард». Были и те, кто, научившись алибасовскому свободомыслию, положили начало фонограмме, такие как Женя Белоусов, ставший первой секс-звездой, Андрей Разин, расплодивший под фонограмму клонов-сирот типа «Ласковый май». По их стопам пошёл и саратовский ученик Бари Алибасова, бывший милиционер Александр Шишинин, создав «Ласковый май» в юбках – группу «Комбинация».

Впервые на советском ЦТ в исполнении Интеграла прозвучала песня «Привет», созданная никому неизвестной тогда группой «Секрет». Бас-гитарист «Секрета» — Дима Рубин, работал в «Интеграле». В результате «Секрет» прорвался в супер-звёзды ТВ. Ярчайший персонаж «Интеграла» Игорь Сандлер, запомнившийся необычным образом лысого инопланетянина с сачком, создал группу «Индекс», без которой, сегодня мы бы не знали Григория Лепса.

Полный список содеянного Алибасовым в «Интеграле» можно увидеть в Википедии в статье «Интеграл (группа)». Возможно, без «Интеграла» не возникли бы такие имена, как Сергей Челобанов, имеющий стиль, оригинальность, яркость, Марина Хлебникова, группа «Форум», Игорь Новиков — «Голубые гитары». Сергей Перегуда — «Любе», Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, «Электроклуб», «Комбинация», Любовь Успенская, «Машина времени», Михаил Шуфутинский.

SK07121985

Статья Бари Алибасова «Художественный руководитель не предусмотрен». Газета «Советская культура», 7 декабря 1985 год

Поздний Алибасов воспитал немало продюсеров, благодаря которым возникли такие явления, как Ранетки, Витас. Игорь Харченко – «Отпетые мошенники», Виталий Фроликов – «Фабрика звёзд», Славянский базар, Владимир Боровиков – Елена Воробей, Феликс Царикатти и многие другие. В 2016 году Бари Алибасов и Игорь Сандлер празднуют тройной юбилей — группе «Интеграл», без которой сегодня российская музыка вряд ли была бы такой, исполняется 50 лет, Игорю Сандлеру — 60 лет, Бари Алибасову — 70! И, сегодня трудно представить, какая была бы в нашей стране «музыкальная индустрия», если бы не было воздействия Алибасова на российскую музыкальную жизнь, Игоря Сандлера на современную музыкальную индустрию.

Соб.инф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here