В российской сети кинотеатров проходит показ новой драмы Алисы Хазановой «Осколки»

0
39

Вы когда-нибудь думали о том, что жизнь могла сложиться по-другому? Вы могли родиться в другом месте, сделать другой выбор, пойди по незнакомому пути… Он и она словно застыли в рутине похожих дней, где сны кажутся более реальными, чем череда будней. Но что, если параллельный мир вовсе не иллюзия и однажды кто-то из героев погрузится в него как в настоящий?

Сегодня в прокате идёт изысканная камерная драма о зыбкой природе памяти и желании прожить жизнь иначе, новый художественный фильм, режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой «Осколки».

Вот что говорят о фильме зрители и его критики:

Режиссёр и киносценарист Андрей Звягинцев:

– Весь мой опыт наблюдения за Алисой подсказывает, что она ищет себя, жадно, честно, бескомпромиссно. Меня этот ее поиск удивляет, восхищает, оставляет в недоумении. Хочу сказать, что я доверяю Алисиному пути. Представьте себя в такой патриархальной ситуации, где мужчины правят. Вот в этой ситуации барышня, женщина, девушка дерзает высказаться, говорить о своих тревогах, снах, беспокойствах и своем понимании того, что с ней происходит, и того, что происходит с людьми, — это уже само по себе ценно, это бескомпромиссное отважное движение в сторону высказывания.

Журналистка Софико Шеварнадзе:

– Мне кажется, что это блистательный дебют. Редко бывает, что человек, который всю жизнь снимался в кино, может вот так, с первого раза, попасть в десятку. Это было так, по моему ощущению, рискованно, так как это все-таки на английском языке, это иностранные актеры, но у Алисы получилось на ура, получилась цельная история про то, что нас всех волнует.

Литературный критик Ася Данилова:

– Дебют в игровом кино Алисы Хазановой, представившей фильм Middleground (в русском прокате «Осколки») на минувшем ММКФ достоин, безусловно, внимания зрителя, не упустившего недавние «Нелюбовь» Андрея Звягинцева или «Аритмию» Бориса Хлебникова. За глянцевую, почти журнальную картинку отвечает Фёдор Лясс, работавший несколько лет назад в схожем стиле с Романом Прыгуновым над «Духless» и Анной Малекян в ленте «Про любовь». Замахиваясь на Терренса почти нашего Малика с его свободной, естественной съёмкой, схватившей саму «молекулу жизни», допустим, в том же «Рыцаре кубков», Лясс контрапунктом даёт, нет, не петуха, а вполне себе Дэвида Линча, чьё имя не принято в среде подлинных киноманов поминать всуе. С другой стороны, зрителю обыкновенному вполне придётся по вкусу подобное «беспринципное чтение» работ режиссёров первого ряда.

Сюжетная фрагментарность, педалируемая прокатчиками в названии, на деле, если касаться образной системы, представляет скорее зеркало целое, чем разбитое (или в лучшем случае разбивающееся), где образ зеркала — довольно устойчивый символ памяти, что отсылает к культовому фильму в среде кинокритиков (реверанс стоящему в продюсерах Роману Волобуеву, не иначе) «В пошлом году в Мариенбаде» Алена Рене. Повествование включает в себя элементы ретроспекции, таким образом объединяя и связывая между собой цепочки эпизодов. Композиционно материал расположен так, что зритель словно следует по годичным древесным кольцам, с той лишь разницей, что отсчитывает их на пространстве человеческой памяти. Самой сильной стороной ленты и её безусловной удачей является кастинг, поскольку концентрация ММ (ММ — мужчина мечты небезызвестной Кэрри Брэдшоу, героини культового сериала конца девяностых «Секс в большом городе»), коих здесь не один (хватило бы и Ноя Хантли, известного эпизодами в голливудских «Хрониках Нарнии» и «Белоснежке и охотнике»), а целых четыре, заставит разбиться на осколки не одно женское сердце. О том, что фильм, в общем-то женский, говорит не только имя автора в начале текста, но сама фигура Хазановой, отыгрывающей главную роль с томным изяществом русской эмигрантки. Эмигрантки, конечно, по духу и теме ленты, поскольку съёмки в Нью-Йорке на чужом языке отсылают если не к Набокову, то к обязательным для русской души темам отчужденности и одиночества, пунктиром проходящим через все повествование.

Музыкальная тема вторит смысловой: звук распадается на ноты, практически уходя в тишину. Так и лента, которую после прочтения хочется помнить, уходит на пространство уже зрительской памяти, преимущественно звуча в одном нескончаемом аккорде. Мажорном же или минорном — решить каждому стоит самостоятельно, исходя из того, в глаз или сердце угодит её осколок.

Театральный критик Екатерина Писарева:

– Половину фильма не могла избавиться от мысли, что «Осколки» спонсировала ЕР – уж очень муж героини Крис Битем местами напоминает Сергея Железняка. «Осколки» (ориг. – Middleground) Алисы Хазановой – такая зыбкая картина, будто сотканная из множества виденных ранее. Очень схоже с ощущениями главной героини, такое «дежавю» – тут и отголоски Линча, и Рене, и Малика, и (на миг показалось) даже «Вечного возвращения» Киры Муратовой – в общем, такой сделанный со вкусом фильм, впитавший в себя всю историю кинематографа.

Самое сильное место – операторская работа, так, например, в картине есть две эстетически безупречные сцены: с белоснежным бельём и игра в прятки двух девочек в лесу – размытая, приглушенная реальность. Надо отдать должное, у Хазановой получилось выстроить кадр так, что это воздействует гипнотически. Вот, собственно, из плюсов, наверное, всё. А! Ещё очень даже на уровне монтаж, но к нему, по легенде, приложил руку сам продюсер и киногуру Роман Волобуев.

Фильм вышел в прокат 2 ноября 2017 года, рекомендовать настоятельно не буду, но в целом – для режиссёрского дебюта очень, очень даже достойно, посмотреть можно. Хотя бы для того, чтобы увидеть красавца Ноя Хантли!..

Фото Тимофей КОЛЕСНИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here