В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «(Не)возможно увидеть. Северная Корея»

0
1

Сегодня, 22 июня 2017 года в первые в России, в Центре фотографии имени братьев Люмер открылась фотовыставка, посвященная одному из самых закрытых государств в мире «(Не)возможно увидеть. Северная Корея».

Более 70-ти фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединились главным замыслом — показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополнят выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине-второй половине XX века, давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.

«В выставке участвуют 18 авторов, 9 из них — европейские фотографы. Мы показываем стык советского репортажа XX века — как воспринималась Северная Корея фоторепортерами 20-го столетия, — и то, как сегодня мировая арт-фотография демонстрирует нам эту страну. Цель нашего проекта — побудить каждого из вас выработать свою точку зрения. И каждый из авторов, кто представлен и участвует в выставке, также имеет свою точку зрения. Они показываю ту идею и те моменты, которые их волновали больше. Все это вместе называется «Северная Корея: не возможно увидеть/Возможно увидеть», потому как каждый увидит свое», — рассказала на брифинге, предварившем открытие выставки, главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

«(Не)возможно увидеть: Северная Корея» — это работы современных авторов, каждый из которых по-своему решал вопросы творчества в строго установленных рамках. В состав экспозиции вошли работы таких авторов, как Вонг Гуофенг (Китай), Мартин Парр (Великобритания), Филипп Шансель (Франция), Элис Велинга (Нидерланды), Эрик Лаффорг (Франция), Мэтт Пэш (Великобритания), Матьяж Танчич (Словения), Оливер Уэйнрайт (Великобритания), Эддо Хартман (Нидерланды). Все они побывали в КНДР недавно, и каждый по-своему смог увидеть закрытое общество, акцентируясь на деталях, часто неуловимых невооруженным взглядом.

Как рассказал в ходе брифинга Филиппа Шансель, работы из его фотосерии посвящены массовым празднованиям, и, по словам автора, это действительно впечатляющее зрелище. «Представьте себе, что огромное количество людей, которые находятся на стадионе и каждый участник — это живой пиксель, из которого складывается грандиозная картина. Для меня, когда я работал над этой серией, было очень важно снимать из центра, чтобы картинка получилась впечатляющая. Говоря же об индивидуальности в Северной Корее, мне кажется, что мы должны понимать разницу между государством, системой и отдельно взятым человеком», — добавил он.

Эддо Хартман, выставка работ которого ранее была организована в Северной Корее, на вопрос журналистов о восприятии фотографий людьми в КНДР и за рубежом этой страны, заметил, что для него было большой честью стать первым европейцем, представившим свои работы в Северной Корее.

«Первое, что я хотел бы отметить, что мне было позволено показать работы, которые я сделал за пределами Пхеньяна и работы, которые я сделал в Пхеньяне. И я задумался, что я могу такого показать? Я решил выдать абстракцию. Потому что абстракция это не то, что хорошо известно для северокорейцев. И, надо сказать, что было здорово поработать там и общаться с северокорейцами. Выставка длилась всего две недели, но я был удивлен, что для них не существует индивидуального похода на выставочные пространства. Они все ходят коллективами. Коллектив домохозяек, коллектив рабочих: они всегда ходят массами», — рассказал Эддо Хартман.

«В своих работах я, прежде всего, старалась выразить сложность жизни в Северной Корее и ее многогранность. Я думаю, что социальная индивидуальность существования и коллективная самобытность не противоречат друг другу. В своих работах в противовес этой позиции индивидуального и коллективного меня больше интересовал образ пропаганды. Насколько оправдан такой предрассудок относительно Северной Кореи? В своих работах я как раз хотела уйти от этих предрассудков и посмотреть поверх, не впадая в идеализацию. Мне кажется, что пропаганда и реальность в Северной Корее, точно такие же две части многогранного бытия, как индивидуальное и коллективное», — прокомментировала фотограф из Нидерландов Элис Велинга.

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия.

Фото Валерий ЛАТЫПОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here