Владислав ЛЮБЫЙ: «TODD — это начало большого-большого проекта, который называется создание Рок-Театра»

146

Владислав Викторович Любый – театральный менеджер, продюсер, драматург. Лауреат Международной Премии имени Станиславского за вклад в развитие театрального дела в России. С 2000 по 2015 годы — директор Российского Академического Молодежного Театра. Создатель и директор продюсерской компании по развитию театрального искусства «Театральное дело». Продюсер рок-мюзикла «TODD».

— Добрый день, Владислав Викторович! Хотелось бы у Вас узнать в сегодняшней беседе о том, каким стал спектакль TODD сегодня, уточнить, по возможности, пожелания, стремления, планы на ближайшее будущее. Что нам, зрителям, ждать сегодня и впредь?

— Что хотелось бы отдельно сказать зрителям,которые любят «TODD», понимают что это такое и зачем это было сделано. Собственно, хотелось бы напомнить что «TODD» — это начало большого-большого проекта, который называется «создание Рок-Театра». Наша давняя мечта заключается в том, чтобы создать театр, в котором будут постоянно выходить спектакли, где русские рок-музыканты принимают активное участие и в создании спектакля, и, потом в их показе — то есть непосредственно будут участвовать в этих спектаклях. Все постановки будут в таком формате: сочетание рок-музыки и театра. И я очень горд и рад, что первым был «TODD» с группой «Король и Шут», потому что для меня «Король и Шут» — это именно вот такое взаимопроникновение музыки и театра… да, по сути, для меня это был уже готовый театр! Эта группа стала готовым театром песни, и то, что мы сделали Тодд как первую попытку пощупать, посмотреть, убедиться что эта идея нужна, работает, востребована — собственно это главный итог, который мы видим по истечении шести сезонов показа спектакля.

И дальше мы идём в развитие этой темы: с одной стороны мы стремимся совершенствовать наше детище дальше, так как TODD, идущий сейчас — это только половина нашей задумки, потому что мы с Мишей изначально мечтали сделать этот спектакль в двух вариантах: в сценическом, театральном, — и в варианте концертном, чтобы была версия спектакля, с которой группа могла бы существовать отдельно, дабы он жил не только на театральной, а и на музыкальной сцене. И вот наша ближайшая задача: в скором времени мы как раз фактически осуществляем нашу с Мишей мечту, которую не успели тогда сделать — создаём лайт-версию «TODDа» как концертный вариант представления. То есть это тоже будет спектаклем, но в концертном варианте, такая неожиданная форма… Никто этого особо не делал, мы, практически, являемся первооткрывателями в этом направлении.

Вторая линия развития нашей идеи Рок-Театра — это создание следующих спектаклей, и у нас сейчас идёт работа с четырьмя рок-группами российскими… пока, наверное, предварительно рано объявлять все имена, но четыре проекта в запуске. И один проект — это рок-поэма «МобиДик» уже на выпуске, и мы шестого февраля играем его премьеру с группой «Театр Теней». В каждом проекте будет новая, другая группа. Вот с «Театром Теней» мы создаём и играем «МобиДик». И очень важно понимать, что этот проект является концептуальным продолжением «TODDа», и он базируется на «TODDе» как на фундаменте. И что бы мы дальше ни делали — фундаментом этого всего является TODD. Поэтому для нас TODD — это принципиально важная история именно в концептуальном виде. Я, наверно, слишком часто это слово употребляю, но это на самом деле так. Вот поэтому мы думаем над тем, чтобы развивать сам «TODD», сам спектакль, и рок-мюзикл, мыслим и о гастрольной судьбе, и о лайт-версии, о том, как он должен идти в Москве и в Питере, где уже зрители привыкли как он идёт и любят, и ходят, но хочется вот именно чего то нового, и в другой форме спектакль показать… в общем, собственно задача в этом.

— Это будут и другие страны, может быть?

— В первую очередь это будет Россия. Насчет других стран, мы очень долго вели переговоры с Китаем, и сейчас мы вот буквально, накануне этих показов, получили подтверждение китайцев о том, что им это интересно. Этим и Израиль интересуется. Понятно, что страны русскоязычного зарубежья — это само собой, но Китай, который заинтересовался продуктом из России, но не российской тематики, то есть не кокошники-балалайки-гармошки и их любимой калинкой-малинкой, а заинтересовало их именно нечто такое современное, необычное, такой мирового уровня проект, но созданный в России — вот этот заход! Зарубежная судьба «TODDа», конечно, тоже нас очень сильно интересует, и я надеюсь что мы сможем пробить этот контур, выйти за границы России.. Но важно понимать, что в самой России ещё очень мало людей видели спектакль, потому что мы играем в Москве, мы играем в Питере, публика приезжает в эти города, со всех просторов Родины приезжает, но этого мало, мы хотим чтобы вся Россия увидела спектакль! Поэтому мы готовим тур лайт-версии, с которой мы сможем ездить по небольшим городам, показать максимальному количеству людей, наших российских людей, этот спектакль.

— А предпосылки к лайт-версии уже были, насколько я понимаю, когда выходил Вениамин Смехов и некоторые части спектакля были представлены на фестивалях?

— Ну это была не совсем лайт-версия. Мы искали форму фестивального показа представления, презентации проекта, и проект же существует, где Вениамин Смехов принимал участие в записи. Это была попытка показать, проиллюстрировать диск, представить на фестивале. Мы на нескольких фестивалях уже участвовали в разных вариантах. И на РокФесте и на Мотомалоярославце — мы искали форму именно такой, фестивальной презентации, потому что целиком спектакль показать было невозможно в полном формате, но вот найти форму, как показать это на концертной сцене — это и есть задача. И то, что мы сейчас делаем лайт-версию, концертный вариант, конечно, он учитывает тот опыт наших фестивальных показов, которые мы делали.

— А что бы Вы хотели сказать, может быть, именно потенциально идущему на спектакль человеку? Может быть какие-то сюрпризы его ожидают?

— Конечно, мы каждый раз пытаемся сотворить нечто эдакое. Но во первых — человеку, который идёт, сам спектакль является сюрпризом, потому что многие люди выходят, в хорошем смысле ошарашенные, потому что масштаб напряжения, которое спектакль создаёт высок, и уровень качества тоже. Понятно, что масса претензий, масса вопросов, но в целом люди уходят под впечатлением. И мы всегда горды тем, что зрители оценивают масштаб того, что мы сделали! И тот, кто первый раз приходит — самый главный сюрприз для него — это сам спектакль. Но огромное количество людей которые ходят на спектакль десятки раз – да, у нас есть люди, которые не пропустили ни одного спектакля за эти годы, это не один и не два человека — и мы, конечно, всегда думаем какой сюрприз преподнести. Вот эта концепция спецтуров, так называемых, когда есть третье отделение, в котором мы представляем спектакль с какой-то другой стороны… или вот как в этот раз, у нас присутствует очень трогательный для нас момент — впервые в Москву приехала мама Миши Горшенёва на спектакль. В Питере, естественно, она была на всех наших показах, и мы с ней общаемся и дружим, и поддерживаем её морально и творчески. Но то, что она приехала в Москву — это огромный сюрприз и для нас, и для зрителей, которые любят «TODD». Не те люди, которые в первый раз пришли, а люди, которые в контексте судьбы этого спектакля: для них приезд Татьяны Ивановны — это гигантское эмоциональное событие! И такие вещи, которые у нас в спектакле постоянно происходят, они и превращают спектакль как этакое шоу неожиданностей. Есть спектакль, есть качество спектакля, основная линия и всё остальное — это попытка публике показать то, что для нас «TODD» – что то живое, важное, человеческое, и этим человеческим мы всегда пытаемся обставить наш спектакль!.

— Спасибо Вам, Владислав Викторович, за очень познавательную и увлекательную беседу! Искренне желаю успехов вашему детищу, и вашим новым новым произведениям, и, как человек уже неоднократно бывавший на ваших спектаклях, могу сказать что каждый раз приходишь — и эмоции накрывают как по новой…

— Если говорить о том, что в семье должно быть много детей – да и «TODD» наш старший и любимый ребёнок — теперь мы становимся многодетной семьёй!

Беседовал Александр БУРАВЦОВ