Всероссийская Школа заведующих постановочной частью в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) «На Страстном» завершила свою работу

0
4

Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) «На Страстном» с 6 по 22 июня 2017 года, подвела итоги третьей сессии.

Выпускной

 

Александр КАЛЯГИН, председатель Союза Театральных деятелей РФ:

– Чем профессиональнее и надежнее завпост в своих фантазиях и умениях – тем для нас, творцов, лучше. Астрахань, Томск, Магнитогорск… 25 городов России! Такова была география «Театрального ПТУ» в этом году.

Хочу отметить, что семь специалистов из региональных театров приехали на «Школу завпостов» в качестве вольных слушателей – то есть их пребывание в Москве финансировали сами театры. Вы понимаете, насколько театр нуждается в повышении квалификации работников цехов?

В течение 17 дней завпосты и технические директора бесплатно проходили интенсивный курс повышения профессиональной квалификации (23 лекции и 24 мастер-класса) у ведущих российских мастеров театрального дела.

На мастер-классах, практикумах, экскурсиях они исследовали производственные мастерские крупнейших театров Москвы — Большого, МХТ им. Чехова, театра им. Евгения Вахтангова, театра им. А.С. Пушкина, «Московской Оперетты», а также Новой сцены театра п/р Олега Табакова и камерного театра МОСТ.

Валерий ФОКИН, председатель Гильдии театральных режиссёров России:

– «Профессиональное техническое училище» — мне кажется, это словосочетание сегодня крайне важно для театрального контекста, потому что многие профессии, к сожалению, исчезли. Ушли значимые люди — носители этих профессий, и сами профессии перестали быть привлекательными. Грамотный завпост, осветитель, технолог – это огромный дефицит. С одной стороны, в театр приходят медиа-технологии, которые требуют освоения, а с другой – нет людей, которые могут это толково использовать и вообще понимают, что такое современный театр. «Театральное ПТУ» реализует замечательную программу, которая даёт возможность перезагрузить, переформатировать работников постановочной части. Гильдия режиссёров очень нуждается в компетентных помощниках, каких воспитывает «ПТУ»!

Лучшие специалисты международных компаний учили завпостов из регионов работать на самом современном световом и звуковом оборудовании; помогали овладеть программами видеомэппинга, 3D-моделирования сценических площадок и мультимедиа технологиями в театре; знакомили с новыми фактурами и материалами театрального производства; предлагали разобраться с правовой и проектной документацией.

Александр ЖУРАВСКИЙ, зам. министра культуры РФ:

– Министерство культуры не первый год поддерживает этот проект. Завпостов и других технических специалистов для театров сегодня готовится, к сожалению, явно в недостаточном количестве. Мы надеемся, что в результате этой работы ученики «ПТУ» приобретут именно те компетенции, которые позволят им поднять свои театры на новый художественно-постановочный уровень.

А Министерство культуры, в свою очередь, подумает о том, чтобы «Школа завпостов», ограниченная по срокам, получила финансовую возможность и серьезное образовательное продолжение в театральных вузах.

В число модераторов «Театрального ПТУ» вошли ведущие мастера – Ольга Неволина, Виктор Шилькрот, Лариса Ломакина, Евгений Ганзбург, Леонид Керпек, Юрий Хариков, Дмитрий Родионов и многие другие. Общее число экспертов (54 приглашённых лектора) в два раза превышало количество участников.

Лариса ЛОМАКИНА, театральный художник-сценограф:

– Это не просто проект, а очень важная позиция в жизни театра. К сожалению, многие театры сегодня сталкиваются с тем, что техническая сторона работает отдельно – а сценографы отдельно. Есть не то чтобы война, но некоторое противопоставление творческой и технической частей. А это неверно. То, что затеяли в «ПТУ», – это сближение фронтов и поиск правильного языка между сценографами и техническими службами. Мы очень заинтересованы друг в друге. И чем лучше мы будем подготовлены к диалогу друг с другом, тем лучше будет результат. Так вот «Театральное ПТУ» – это работа на результат.

Итогом «Театрального ПТУ» стал «реальный практикум» под названием «Вода». Участникам предложили в кратчайший срок продумать и реализовать на сцене Театрального центра СТД РФ техническое решение одного из самых ожидаемых спектаклей грядущего фестиваля Solo. Сложность постановки – в использовании на сцене огромного количества воды. Задание полного цикла требовало от участников создания чертежей, составления сметы, поиска и закупки материалов, бюджетных инженерных технологий и монтажа на площадке. Лучший проект был продемонстрирован на сцене в условиях реального спектакля. И теперь одна из зарубежных постановок Международного фестиваля Solo будет осуществлена руками завпостов из российских регионов.

Дмитрий РОДИОНОВ, главный редактор журнала «Сцена», генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина:

– «Театральное ПТУ» – это институция прямой коммуникации. Это очень важно сегодня – объединять профессионалов в таком формате. Технические специалисты театров в рамках этого проекта встретились не просто обменяться мнениями, а передать практический опыт из рук в руки. Иными способами профессия завпоста и не передается. Сегодня пространство вокруг, увы, работает на разъединение. А наше собрание — это такой контрапункт, спасительное движение к объединению, которое обязательно нужно поддерживать!

Таким образом, и эксперты, и представители региональных театров разными словами говорят об одном – о необходимости глобального Интернет-ресурса, который служил бы общей коммуникативной площадкой и «скорой помощью» профессиональному театральному сообществу.

Мастерская сценический портал Леонида Керпека

Московский государственный академический театр оперетты

Театр им. А.С. Пушкина

 

Для справки:

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Фото Полина АКИМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here