Выставка культурных проектов «Владей Кавказом!» открывается в ГСЦИ РОСИЗО

0
37

12 апреля 2018 года в Государственном центре современного искусства РОСИЗО (Москва, Зоологическая ул., д. 13, стр. 2), в рамках XI художественного симпозиума «Аланика» Северо-Кавказского филиала ГЦСИ во Владикавказе, открывается выставка культурных проектов «Владей Кавказом!».

В течение месяца культурный десант программы «Владей Кавказом!», проводимой Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО» — художники, композиторы, хореографы и перформеры работали с представителями разных городских сообществ — студентами Суворовского училища и детскими хоровыми коллективами, школьниками, пенсионерами и небезразличными горожанами, предлагая им возможность включиться в творческий процесс формулирования общих для города смыслов и взглянуть на привычную среду другими глазами.

Выставка познакомит зрителя с ключевыми работами проекта и документацией процесса, методами изучения города посредством актуальных художественных практик, а также художественной и культурно-исторической спецификой кавказского региона.

В день открытия состоится перформанс Натальи Пшеничниковой «Голос. Колодец воспоминаний». Композитора, работающего в направлении new сontemporary music, интересуют взаимоотношения человека и его памяти, связь со звуками и песнями, которые вплетены в его жизнь, начиная с самого рождения, своеобразной «базой данных» коллективной памяти. В основе перформанса лежит документальный материал: интервью с местными жительницами, записи их песен и воспоминаний. Сэмплированные и связанные в единую композицию, они будут воспроизведены с добавлением живого исполнения — звукового комментария.

Прямо посреди выставочного проекта развернется «Зинфест» под кураторством Саши Маршани. Проект призван познакомить с малотиражной литературой, авторской книгой и так называемой книгой художника. Именно независимые издательства и печатные инициативы становятся сегодня платформой, где пробуют силы молодые художники, фотографы, дизайнеры и литераторы. В цифровую эпоху мы имеем все больше возможностей стать не только потребителями, но и созидателями — посетители выставки обязательно получат эту возможность.

В создании вязанных «граффити» Ольги Божко приняли участие жители Осетии: напоминающие коврики и пледы ручной работы, традиционные по своей форме и технике, они нетрадиционны по содержанию: будучи размещенными в городе они обращают внимание на болевые точки городской среды, вступают в диалог с жителями, актуализируют связь времен и поколений. Привлечение к проекту рукодельниц разных возрастов, детей с ограниченными возможностями здоровья — важный момент контакта поколений и разных социальных групп: через понятное и знакомое ремесло участники проекта приобщаются к практике актуального искусства, знакомятся с ней, учатся с ней работать.

Видеоинсталяции Вероники Георгиевой

Работая с детьми из разных социальных групп, Вероника Георгиева переосмысляет злоупотребление социальными сетями, и как следствие, потерю общности и живых связей, атрофию вербальной коммуникации. Используя инструменты и механизмы все тех же социальных медиа, она создает групповой видеопортрет: дети фотографируют себя, своих близких, привычные сцены из жизни. Обработанные по специальной технологии, снимки становятся частью мультиэкранной видеоинсталляции: изображения наслаиваются друг на друга и зритель становится свидетелем постепенного перехода от фигуративного в абстрактное — символа процесса работы нашей Памяти, индивидуальной и коллективной. Художник фиксирует внимание на городе как живом, непрерывном во времени фоне происходящего, используя в том числе и архивные фотографии.

А звуковая инсталляция «Маршрут» композитора Владимира Раннева переносит зрителя во владикавказский трамвай, следующий по своему обыденному маршруту: на отрезке от ДК Металлургов до входа в центральный парк города, все объявления и названия остановок воспроизводятся детьми из городских хоровых коллективов — они поют их на осетинском языке. На короткое время фестиваля композитор решил заменить сухие информационные сообщения на музыку, дать безликому информатору возможность обрести живой голос. В звуковом лабиринте неподалеку можно услышать музыкально-шумовую инсталляцию «Трансформация шума» Петра Айду: в ней многочисленные предметы, не являющиеся музыкальным инструментами и созданные руками владикавказцев становятся музыкой — звуками воды и леса, щелканьем цикад на рассвете и ветром, в котором трансформируется наше обыденное представление о музыке.

Инструменты для музыкально-шумовой композиции Петра Айду

«В постоянно меняющемся мире искусство тоже меняет свои формы: теперь оно служит не только украшению жизни и самовыражению — искусство становится мощным коммуникативным инструментом, языком, на котором могут общаться люди разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп и политических взглядов. Хотелось бы, чтоб фестивальное движение «Аланика» не замирало между ежегодными событиями, а было стимулом к творчеству и объединяло вокруг себя культурную общественность», — рассказывает куратор проекта Катя Бочавар.

В рамках выставки «Владей Кавказом!» запланированы и различные мероприятия – фестиваль таперского искусства «Не стреляйте в пианиста!», радиомост с Центральным музеем связи А.С. Попова и другие. Завершит свою работу выставка 20 мая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here