Выставка скульптуры и графики Наталии Вяткиной открывается в залах РАХ

142

19 февраля 2019 года в 16.00 в залах Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) состоится открытие выставки произведений известного скульптора, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Вяткиной. Экспозицию составят около 150 скульптурных и графических работ художника разных лет, представляющих творчество этого яркого мастера.

Произведения Н.Н. Вяткиной — скульптора, художника монументально-декоративного искусства, графика, живописца известны широкому зрителю и отмечены почетными отечественными и зарубежными профессиональными наградами. Десятки ее монументальных композиций установлены в различных городах России и ближнего зарубежья. Работы представлены в государственной Третьяковской галерее, музее керамики и усадьбе «Кусково», в музеях Вологды, Тольятти, Нижнего Тагила, Томска, Твери, Гвалдо (Италия), Мишкольц (Венгрия), в частных коллекциях в России и за рубежом. Н.Вяткина является автором статуэток призов нескольких международных фестивалей и конкурсов. Её персональные выставки прошли в городах России и многих зарубежных стран — Италии, Германии, Ирландии, Венгрии, Франции.

Наталия Николаевна Вяткина принадлежит к поколению, заявившему о себе в 70-80-е годы XX века. В ее творчестве воплотились основные тенденции развития художественной пластики века двадцатого и сегодняшнего дня. Она родилась в 1941 году в Вологде. В 1965 году окончила Ярославское художественное училище, в 1971 году — Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), факультет монументально-декоративного искусства, училась у Б.Е. Симакова, Г.А. Захарова. Уже к третьему курсу Строгановки, помимо учебных работ художница стала выполнять самостоятельные заказы. К окончанию училища это был уже сложившийся скульптор с хорошим знанием материала, традиций русской и европейской пластики. Прежде всего, в станковых работах с их ясным композиционным строем, звонкой цветовой палитрой наиболее смело претворялись художницей новации времени. На отечественных и зарубежных выставках она уверенно заявила себя зрелым мастером.

Произведения 1980-х годов продемонстрировали ее талант монументалиста. Убедительны «градообразующие» композиции из камня в Степногорске — «Легенда степей» и «Юность» с выразительными горизонтальными и вертикальными массивами фигур, крупными структурными блоками. Подчеркнутая архитектоника обобщенных пластических объемов характерна и для других ее монументальных работ, таких как «Времена года» в Обнинске, «Победа» в Москве, произведений для архитектурных ансамблей Адлера, Вологды, Железноводска, Ферапонтова.

Главная тема творческих исканий Н. Вяткиной — человек, как мера всех вещей, человек в его разнообразных ипостасях, эмоциональных проявлениях, душевных движениях и духовной устремленности. Скульптурные портреты, многофигурные композиции, графические листы, живописные произведения составляют обширную галерею образов конкретных личностей и пластических интерпретаций целой сферы понятий, составляющих основы человеческого бытия. Мир музыки, театра, поэзии – круг ее художественных приоритетов и пластических исканий.

Н. Вяткина работает в дереве, металле, занимается фарфором. Однако истинная стихия скульптора — керамика, методы работы с которой она переносит даже в монументальную пластику. Творческие поиски мастера последовательно претворяются в каждом скульптурном произведении, логически развиваясь от анализа натурных объектов к большим обобщениям, формируя, в итоге, авторский пластический язык. В произведениях мастера, с их лиризмом, гармонией, выверенностью пропорций есть тяготение к четкой геометрии линий и графичности силуэта, вдохновленное кубизмом и экспрессионизмом. В стремлении к наиболее полному воплощению замысла Наталия Вяткина нашла и новые возможности материала, разнообразие техники обжига, новые большие архитектурные формы фарфора и свои приемы росписи. «Весенние качели», «Вдохновенный композитор», «Дуэт», «Муза», «Сирота», «Торс», «Фемида», «Амазонка»… Ее работам, столь различным по теме и сюжету, присущи целостность и органика композиции, размеренное «песенное» движение формы и одновременно разнообразие образных и эмоциональных звучаний. Темы целого ряда произведений продиктованы глубинными душевными связями с родной Вологдой — «Поэт» (Николай Рубцов), «Кружевница». Во многих прослеживаются античные реминисценции.

Не менее широко, чем авторская скульптура, на выставке представлена живопись и графика Н.Н. Вяткиной. Выполненные в технике акварели, гуаши, карандашного рисунка композиции покоряют лаконизмом и логикой формы, глубиной образов, уверенностью, энергией линии. Графика и скульптура Вяткиной в едином экспозиционном пространстве предстают как неразрывное единство, характеризуя редкостную цельность творческой личности автора. Исследователи отмечают, что свойственный ее индивидуальности «дух ясности, эстетической завершенности придает работам последних лет строгий, монументальный характер, отвечает незыблемым законам красоты и совершенства».

В одном из разделов экспозиции представлены произведения Антона Вяткина, сына художницы. В творчестве молодого скульптора, продолжателя творческой династии нашли развитие традиции отечественной пластики и тенденции современного искусства.

Н.Н. Вяткина — активный участник многочисленных российских и зарубежных выставок, уделяет много внимания общественной деятельности. Она член Союза художников России, Московского союза художников, Региональной общественной организации «Общество солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки», Автономной некоммерческой организации «Доступная среда — инвалидам», Комиссии по культуре Региональной общественной организации «Вологодское землячество» в г. Москве.

Выставка завершит работу 10 марта.