Выставочный проект Кети Мелкадзе «Гамарджоба!» открылся в Галерее ARTSTORY

1
171

29 ноября 2018 года в московской Галерее ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., д. 14) открылась выставка грузинской художницы, скульптора Кети Мелкадзе «Гамарджоба!». Скульптурные объекты, инсталляции и рельефы из проволочной сетки, рисунки мелом и живопись, – не самый обычный «набор» для выставочного проекта. Но для творчества грузинской художницы Кети Мелкадзе это естественно, как и само название выставки «Гамарджоба» (дословно, кстати, это означает «Победы тебе!», – именно так здороваются в Грузии). Выставка включает в себя произведения последних двух лет. Некоторые работы крупного размера Кети Мелкадзе готовила специально, работая в арт-резиденции галереи в Москве.

Кети Мелкадзе родилась в Тбилиси, окончила Тбилисский государственный университет по специальности «Филология». Любит слушать джаз и классику и всю жизнь очень много читает. Всего несколько лет назад увлеклась камерной металлической скульптурой. Знает, как скрутить, сложить слоями, придать форму прозаической строительной сетке и получить реалистичную или абстрактную скульптуру или рельеф – фактически, 3D-изображение.

Все сюжеты берутся из жизни. Они рождают эмоции. Доброта, любовь, честное, небезразличное, искреннее отношение автора к своим персонажам и предметам чувствуются в каждой работе. Будь то старики, забавный слоник, грустная собака, арлекин или даже причудливая швейная машинка в виде саквояжа, внутри которого рука с ножницами. Свой социальный протест против продажи курительных смесей она выражает в следующей композиции: из сетки появляются руки, словно прикрывающие облако дыма. Вместо меча у статуи «Мать Грузия» – селфи-палка. «Зачем меч, когда можно айфон держать и фотографировать?»

Иногда Кети Мелкадзе делает скульптурные портреты известных людей и дарит своим персонажам или музеям. Портреты Софико Чиаурели и Отио Иоселиани нашли место в музеях актрисы и писателя. Кети рассказывает, что многое узнала о Хосе Каррерасе, прежде чем сделать ему подарок на концерте, который он давал в Тбилиси: «Больше всего он любит Барселону и футбольную команду “Барса”. Я сделала ему ящерицу в стиле Гауди на мяче “Барселоны”». Кстати, недавно и у уважаемого ею Михаила Михайловича Жванецкого появился его портрет из сетки.

Большинство её произведений выполнено из обычной проволочной сетки. Основные инструменты художника – не кисть или мастихин, а руки, ножницы и кусачки. Сначала нужно полностью придумать будущую скульптуру, потом предельно точно рассчитать её размеры. Не на бумаге – в голове. Ни закрасить, ни положить другой слой, ни переделать потом не удастся, – отрезать можно буквально лишь один раз.

Немало на выставке будет и 3D-портретов животных, которых так любит Кети. Слоны, собаки, даже верблюды – анаграмма фамилии Мелкадзе читается как camel.

Названия своим произведениям художник даёт нечасто. Их придумывают зрители, подписчики её популярных страниц в социальных сетях. Одна из запоминающихся подписей к работе: «Очень легко делать добро, но трудно быть добрым».

Работы Мелкадзе находятся в музеях, различных учреждениях и театрах Грузии, а также во многих других странах. Для художника важнее даже не то, чтобы запомнили её фамилию, а понимали, что работа из Грузии.

«Я чистокровная грузинка и патриот своей Родины. Я приехала не только сделать выставку в Москве, но и ещё раз сказать: не надо ссориться и воевать. Я хочу пригласить всех – русских, грузин, абхазцев, осетин. И хочу всем показать – мы друзья», – говорит о себе, выставке и своем творчестве Кети Мелкадзе.

Завершит свою работу выставка 3 февраля 2019 года.

Кети Мелкадзе. Гамарджоба. Металлическая сетка. 60 х 80 см. Вид 3. 2018 год

Кети Мелкадзе. «Не живи в городе, где не слышно лая собак». Металлическая сетка. 65 х 65 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Без названия. Металлическая сетка. 77 х 53 см. 2017 год

Кети Мелкадзе. Две женщины. Металлическая сетка. Выс. 50 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Ждущий. Металлическая сетка. 67 х 39 см. 2016 год

Кети Мелкадзе. Заговорщики. Металлическая сетка. Выс. 20,5 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Карачохели. Металлическая сетка. Выс. 51 см. 2016 год

Кети Мелкадзе. Король. Бумага, мел. 50 х 58 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Легко делать добро, трудно быть добрым. Металлическая сетка. Выс. 29 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Мои старики. Металлическая сетка. Выс. 40 см. 2016 год

Кети Мелкадзе. Одинокий снеговик. Бумага, мел. 50 х 53 см. 2017 год

Кети Мелкадзе. Портрет старухи. Бумага, мел. 57,5 х 50 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Продавщица цветов. Металлическая сетка. Выс. 23,5 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Слон. Металлическая сетка. 70 х 91 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Сплетницы. Металлическая сетка. Выс. 24,5 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Тигрёнок. Бумага, мел. 50,5 х 57,5 см. 2018 год

Кети Мелкадзе. Швейная машинка. Металлическая сетка. Выс. 22 см. 2018 год

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. ПРОЗРАЧНОСТЬ ДУШИ. Keti Melkadze в Галерее ARTSTORY

    “Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной родины родной суровость, нежность родины чужой”. Белла Ахмадулина “Сны о Грузии”

    Художник рисует себя. Свое видение и отношение к жизни, взволнованность и любовь. Открывая внутренний мир, он впускает к себе посторонних… Разных по строю людей, которые, проникая в «жилище» художника, назовем это так, испытывают на себе влияние рукотворца… По иному и не определишь искусство Кети Мелкадзе, которое она щедро и искренне раскрыла нам, перешагнув внутренние и внешние границы. Но все границы преодолимы, когда жаждешь поделиться любовью.
    Работы Кети сотканы из серебристой металлической сеточки; для выразительности образа, тонированы нежными пастельными красками… Они подобны прозрачным сосудам, имеющим, в зависимости от замысла, свою уникальную форму. На первый взгляд — невесомые, ажурные, словно вывязанные утонченным таинственным инструментом,- они не столь легковесны и в прямом, и в переносном, конечно, смысле. Все они обладают невероятным по силе, психологическим воздействием. Это чувствуешь, едва переступив порог галереи… Не имеющие внутри тела, они наполнены смыслом, настроением и характером. Мягко выпуклые, не резкие и, несмотря на остроту материала, обладают теплотой, естественностью и кажутся живыми… Старики, дети, мужчины, женщины, звери…
    Поразительно, но об этих фигурах, полых внутри, нельзя сказать, что они пустые… Формируя образ, они отражают действительную жизнь, словно предлагая каждому путнику, спешащему мимо, остановиться и посмотреть вокруг другими, видящими глазами; увидеть хрупкость и незащищенность существования человека в мире людей… Из них вытекает естественное желание автора поделиться своим отношением к жизни: теплом, беспокойством, любовью, добротой… Ещё я уловила мягкую грусть в позах фигур, сюжетных взаимодействиях и существующих между ними эмоциях… Ностальгическая нотка, присутствующая в работах Кети, разбудила во мне память… Я вспомнила детство, трепетность и робость узнавания жизни. Юность… И тоску разрушенных надежд. Радость влюбленности и неизбежность разочарования. Настроение и психологическая наполненность экспозиции в пространстве галереи внезапно напомнили мне о встрече, случившейся некогда именно здесь, с человеком, оказавшим мощное влияние на всю последующую жизнь… С человеком, которого я уже никогда не увижу.
    Только гениальный художник обладает высочайшей способностью привести человека в состояние глубокого эмоционального накала. Кети Мелкадзе в моей душе пробудила многое, что уже начинало гаснуть. Конечно же, её искусство в союзе с реалистичностью, очень метафорично, и образы её, возбуждая эмоциональность и ассоциативное мышление, приводят к неизбежному выплеску чувств. В работах Кети есть что-то неуловимое, что взывает к необходимости оглянуться на то, что осталось позади и взглянуть на прошлое и настоящее её зоркими глазами, которые в автопортрете, где она изобразила себя ребенком, прикрыты шляпкой… Быть может, ей не хотелось обнажить до предела детскую доверчивость к людям и взрослую боль о человеке… Но не удалось скрыть прекрасную прозрачность её души. Работы Кети сказали всё за неё, её сердцем и чувствующими руками, способными создавать шедевры…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here