28 октября — Международный день анимации (International Animation Day)

856

28 октяб­ря — Меж­ду­на­род­ный день ани­ма­ции (International Animation Day), был учре­жден по ини­ци­а­ти­ве фран­цуз­ско­го отде­ле­ния Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции ани­ма­ци­он­но­го кино (The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 110-летия пуб­лич­но­го пред­став­ле­ния пер­вой ани­ма­ци­он­ной технологии. 

В этот зна­ме­на­тель­ный день — 28 октяб­ря 1892 года — в Пари­же худож­ник и изоб­ре­та­тель Эмиль Рей­но (Emile Reynaud) созвал зри­те­лей на новое, досе­ле никем не видан­ное зре­ли­ще — «опти­че­ский театр» (theatre optique). 

Талант­ли­вый изоб­ре­та­тель впер­вые пуб­лич­но про­де­мон­стри­ро­вал свой аппа­рат прак­си­но­скоп, кото­рый пока­зы­вал дви­жу­щи­е­ся кар­тин­ки. Сей­час мы бы назва­ли это собы­тие рож­де­ни­ем про­об­ра­за совре­мен­ных мульт­филь­мов, и имен­но эта дата теперь и счи­та­ет­ся нача­лом эпо­хи ани­ма­ци­он­но­го кино. 

Во мно­гих стра­нах празд­нич­ные собы­тия начи­на­ют­ся за несколь­ко дней до обо­зна­чен­ной даты. В пред­две­рии Меж­ду­на­род­но­го дня ани­ма­ции про­фес­си­о­на­лы и люби­те­ли ани­ма­ци­он­но­го кино со все­го мира обме­ни­ва­ют­ся про­грам­ма­ми сво­их филь­мов и устра­и­ва­ют пре­мьер­ные про­смот­ры бест­сел­ле­ров для бла­го­дар­ной пуб­ли­ки, целый год жду­щей это­го собы­тия. Сей­час подоб­ные сеан­сы мульт­филь­мов одно­вре­мен­но про­хо­дят уже в 104 стра­нах мира! Сего­дня тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти ани­ма­ции пора­жа­ют — это двух­мер­ная ани­ма­ция (тра­ди­ци­он­ная и циф­ро­вая), трех­мер­ная ани­ма­ция, ани­ма­ция Flash, Stop Motion и VFX. 

Пер­вым рус­ским муль­ти­пли­ка­то­ром (1906 год) был Алек­сандр Ширя­ев, балет­мей­стер Мари­ин­ско­го теат­ра, создав­ший пер­вый в мире оте­че­ствен­ный куколь­ный мульт­фильм, в кото­ром изоб­ра­же­ны 12 тан­цу­ю­щих фигу­рок на фоне непо­движ­ных деко­ра­ций. Совет­ская гра­фи­че­ская муль­ти­пли­ка­ция воз­ник­ла в 1924–1925 годах. За один 1924 год на сту­дии «Культ­ки­но» малень­кий кол­лек­тив худож­ни­ков выпус­ка­ет целый ряд муль­ти­пли­ка­ци­он­ных кар­тин: «Гер­ман­ские дела и делиш­ки», «Исто­рия одно­го разо­ча­ро­ва­ния» (Б. Савин­ков), «Совет­ские игруш­ки» (реж. Д. Вер­тов, муль­ти­пли­ка­ция А. Буш­ки­на и А. Ива­но­ва), «Слу­чай в Токио», «Юмо­рес­ки» (реж. Д. Вер­тов, муль­ти­пли­ка­ция А. Буш­ки­на и А. Белякова). 

Одним из пер­вых все­мир­но извест­ных совет­ских пол­но­мет­раж­ных муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов стал «Новый Гул­ли­вер» Алек­сандра Птуш­ко (1935).

В июне 1936 года в Москве была осно­ва­на кино­сту­дия «Союз­мульт­фильм». Не одно поко­ле­ние детей вырос­ло на доб­рых и умных исто­ри­ях, ани­ми­ро­ван­ных на «Союз­мульт­филь­ме», таких как ДоРе­Ми, Вин­ни Пух, Самый малень­кий Гном, Беге­мот и Сол­ныш­ко, Бурен­ка из Мас­лен­ки­но, Волк и Семе­ро коз­лят, Коз­ле­нок, кото­рый счи­тал до деся­ти, Коте­нок по име­ни Гав и мно­гих других. 

В 2006 году вете­ра­ны сту­дии Союз­мульт­фильм откры­ли уни­каль­ный про­ект «Музей ани­ма­ции». Пер­во­на­чаль­но музей не имел сво­е­го посто­ян­но­го поме­ще­ния, а лишь пред­став­лял собой пере­движ­ную экс­по­зи­цию, кото­рая зна­ко­ми­ла посе­ти­те­лей с про­цес­сом созда­ния муль­ти­пли­ка­ци­он­ных лент, пре­иму­ще­ствен­но создан­ных в пери­од 1960–1980 годов на кино­сту­дии «Союз­мульт­фильм». Сего­дня музей нахо­дит­ся в Москве, на тер­ри­то­рии ВВЦ, а его экс­по­зи­ция насчи­ты­ва­ет свы­ше пяти тысяч экс­по­на­тов. Все залы осна­ще­ны экра­на­ми, на кото­рых в режи­ме нон-стоп демон­стри­ру­ют­ся доку­мен­таль­ные кад­ры, пред­став­ле­но боль­шое коли­че­ство интер­ак­тив­ных экс­по­на­тов, рабо­та­ет про­смот­ро­вый зал. В экс­пе­ри­мен­таль­ной мульт-мастер­ской каж­дый жела­ю­щий может само­сто­я­тель­но попро­бо­вать свои силы в этом уди­ви­тель­ном виде искусства.

Источ­ник — сайт www.calend.ru

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.