14 ноября 2019 года завершилась акция «Дни Золотого кольца России». На протяжении всей недели, в Москве и Ярославле проводились мероприятия для популяризации знаменитого туристического маршрута. Семинары, встречи и пресс-конференции организовали «Союз городов Золотого кольца» и туроператор «Магазин путешествий» при поддержке Русского географического общества.
Термин «Золотое кольцо» появился 52 года назад. Автор идеи кольцевого маршрута – журналист Юрий Бычков. В конце 1967 года он написал серию очерков о древних городах Северо-Восточной Руси, которые были опубликованы в газете «Советская культура» под рубрикой «Золотое кольцо».
В состав туристического маршрута включили 8 городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. В этот список добавили Углич в марте 2018 года по решению министра культуры РФ Владимира Мединского.
Уникальные исторические памятники, старинные соборы и усадьбы, прекрасные архитектурные ансамбли, музеи и галереи, центры народных ремёсел, многовековые традиции и живописные места – всё это «Золотое кольцо России».
В городах и поселках, участвующих в этом проекте, за последние годы многое изменилось. Отреставрированы церкви, построены гостиницы, между тем у людей появились новые запросы. Как сделать важный маршрут более популярным? Что предпринять для его развития?
Эти вопросы обсуждали на семинаре для турагентств в штаб-квартире Русского географического общества (РГО).
Первым выступил директор Департамента регионального развития РГО Сергей Корлыханов. Он рассказал об истории географического общества, созданного в 1845 году, затем представил документальный фильм о деятельности РГО.
Директор по экскурсионной работе «Магазина путешествий» Светлана Потапова поделилась секретом, как коллективу удалось создать 150 (!) туров по девяти городам «Золотого кольца». Теперь в любое время года каждый может выбрать вариант, который интереснее, удобнее и подходит по цене. Кроме традиционных экскурсий есть интерактивные программы, тематические и событийные туры.
В Ростове Великом можно заказать ужин с блюдами и музыкой, как в знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Любителям шоп-туров понравится поездка в Иваново на текстильный комбинат и в Музей ивановского ситца. Семьи с детьми могут побывать в ярославском дельфинарии, а в период новогодних праздников посетить в Костроме «терем Снегурочки». «Живой организм региона позволяет нам создавать новые маршруты, люди хотят возвращаться в города «Золотого кольца», – подчеркнула Светлана Алексеевна.
Идею о значении событийных туров для увеличения турпотока поддержала Наталья Булах – исполнительный директор «Союза городов Золотого кольца». Она рассказала о задачах и проектах этой организации, созданной весной 2017 года. Также проинформировала о развития маршрута, в частности, об улучшении инфраструктуры и открытии музеев.
Как сделать новый музей востребованным? – на этот вопрос ответил Глеб Городянкин, директор музея крестьянского дизайна «Конь в пальто» в Переславле-Залесском. Он отметил, что туристы стали требовательными, поэтому нужно создавать комфортные условия для посетителей, проводить увлекательные мастер-классы, предлагать эксклюзивные сувениры.
С января в музее будут интерактивные экскурсии, а для иностранцев – программы на нескольких языках.
Поделился своим опытом и член РГО Андрей Сулейков. Он перечислил современные тренды продвижения региона в цифровой среде. Самый необычный – мифологизация территории. Именно этот метод использовал Андрей: издал сборник рассказов о древнем Суздале при реализации проекта «Суздаль. Это моя земля». Современная художественная литература способствует развитию туризма (у читателей появляется желание посетить описанные места), подчеркнул Сулейков.
Отвечая на вопрос коллеги, он согласился, что не стоит брать деньги за фотосъемку в музеях и галереях, ведь это мешает «раскрутке» в интернете.
Гид «Магазина путешествий» Михаил Маслов сообщил о результатах опросов туристов. Выяснилось, у многих завышенные ожидания от поездок по «Золотому кольцу», что приводит к разочарованию. Серьёзный «минус» – некомпетентность «серых» гидов, не имеющих специальной подготовки.
Недостатки можно устранить, по его мнению, а достоинства маршрута реально преумножить.
«По «Золотому кольцу» можно путешествовать всю жизнь, и каждый раз открывать что-то новое», – сказал Михаил Маслов.
Все доклады были актуальными и содержательными. Никого не оставило равнодушным интерактивное выступление специалиста по фольклору, историка Алексея Столярова. Сначала он перечислил мастер-классы для привлечения туристов, прежде всего, гастрономические занятия и создание сувениров. Затем Алексей провёл викторину на знание «изюминок» древнерусских городов, потом вызвал 5 человек, раздал им трещётки и деревянные ложки, и они вместе спели задорные частушки. Певцы и победители викторины получили подарки.
В финале мероприятия для участников провели экскурсию по штаб-квартире Русского географического общества.
Ольга КОРОЛЁВА,
Фото Людмила ШЕРОВА