1 февраля 2020 года в Колонном зале Дворянского собрания Тулы состоялась конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза (РМС). В работе конференции приняли участие генеральный директор РМС, заслуженный деятель искусств РФ, композитор, дирижер Александр Клевицкий и председатель Гильдии академического исполнительства РМС, заслуженная артистка РФ, пианистка Екатерина Мечетина. География спикеров охватила около 30 городов России.
Открыл встречу деятелей культуры руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов РМС, декан Московской консерватории, профессор Александр Соловьёв. В своей приветственной речи он кратко рассказал о работе Ассоциации и важности проведения подобных конференций: «Цель деятельности Ассоциации – содействие в продвижении молодых хормейстеров, создание условий для реализации новых проектов, оказание помощи в поиске современного репертуара».
Говоря о встрече в Туле, Александр Соловьёв отметил, что в процессе подготовки к мероприятию, который длился почти полтора года, было принято решение разбить доклады участников на три тематических блока, охватывавших проблематику репертуара хоров. В том числе особое внимание было уделено вопросу внедрения современной музыки, сохранения культурного наследия и национально-певческих традиций, а также состояния образования, в частности, в сфере детского хорового исполнительства.
Все присутствовавшие высоко оценили открытость диалога и выбранный формат «панельной дискуссии». Так, живое общение позволило обсудить процесс развития хорового искусства как в целом в России, так и в регионах.
Развитие хорового искусства в регионах находится на разных стадиях. Например, в Карелии оно только зарождается, и, по словам ректора Петрозаводской консерватории Алексея Кубышкина, с марта 2020 года благодаря усилиям консерватории в республике организуется первый в истории профессиональный коллектив – камерный мужской хор. При этом в Новосибирске, напротив, высоко развита хоровая культура. Об этом рассказал профессор кафедры хорового дирижирования Новосибирской консерватории Александр Париман: «В августе 2019 года у нас зарегистрировано хоровое братство «Прометей», объединившее 40 любительских хоров. Мы – первая филармония, которая организовала хоровой конкурс».
Еще одной важной темой стало снижение контрольных цифр приема в профильные учебные заведения. Об этом говорили ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский, ректор Саратовской консерватории Александр Занорин, проректор по науке Казанской консерватории Юрий Карпов, заведующая отделением «Искусство народного пения» кафедры хорового дирижирования Сибирского государственного института искусств Лариса Экард, директор Колледжа искусств имени Чайковского в Улан-Удэ Баир Турбянов. География свидетельствует о том, что это системный сбой. Причем прием сокращается и в среднем звене, и в консерваториях, что порождает проблемы нехватки кадров для работы с любительскими и детскими хорами, сокращение численности студенческих хоров отмечается в самих ссузах и вузах.
Вопрос хорового репертуара рассматривался в нескольких направлениях. Во-первых, его актуальность очевидна в привязке к устаревшим методикам обучения, в том числе сольфеджио, не развивающим слух на базе современной музыки. Во-вторых, шла речь о нехватке специальных учебников нового типа, предназначенных для хоровиков, и, в-третьих, о труднодоступности нот.
Эти и другие вопросы могут постепенно решаться в рамках всероссийского мастер-класса «Хормейстеры XXI века» – проекта, предложенного профессором Александром Соловьёвым. Задача мастер-класса – внедрение современных подходов в дирижерско-хоровую практику и исполнение новой музыки. Он должен включать занятия кураторов, известных хоровых дирижеров и педагогов с молодыми хормейстерами, собранными со всей России.
Частичное разрешение некоторых проблем было найдено на полях конференции – была презентована новая серия сборников «Репертуар хормейстера XXI века», изданных в московском издательстве «Композитор» по инициативе Александра Соловьёва. В первых двух выпусках представлены транскрипции шедевров мировой классики Кузьмы Бодрова и авторские сочинения Александра Клевицкого. Издание, выпущенное при поддержке Российского музыкального союза, призвано восполнять лакуны в этой сфере.
Завершило вечер музыкальное выступление молодежного коллектива «Дар-хор», созданного хормейстером Сергеем Васильевым при Тульском колледже искусств имени А. С. Даргомыжского, и концерт к 100-летию со дня рождения И. А. Михайловского – известного хорового дирижера и деятеля культуры, возглавлявшего Тульскую областную филармонию и Тульский государственный хор. Сводным хором руководил Александр Соловьёв, партию фортепиано исполнила заслуженная артистка России Екатерина Мечетина, которая затем сыграла прелюдии, «Элегию» Рахманинова и ряд транскрипций композитора.