Авангард из Казани и русский Дега

393

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан».

Кандинский В.В. Импровизация № 34. Сайт www.wassilykandinsky.ru

«Золотая карта России» – уникальный федеральный выставочный проект, знакомящий москвичей с произведениями изобразительного искусства нашей страны. Не просто живописными полотнами, а редкими образцами, коих в двух столицах может и не оказаться. Так, в очередной раз порадовала Казань. Выставка русского авангарда стала одним из юбилейных торжеств столетия республики Татарстан. Подарок царский.

Судите сами: Николай Рерих и Александр Головин, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский, Илья Машков, Василий Кандинский. Вы скажете, что видели это уже не раз. Всё верно. Однако тем и уникальны музейные собрания, что не повторяют друг друга.

Конечно, нам знакомы иллюстрации Натальи Гончаровой к пушкинским сказкам, либо её же «Испанки». Но сейчас в залах Новой Третьяковки можно увидеть её «Шабат». Знаковая манера художника – геометрия фигур – передаёт одновременно и наив, и скорбь, и лукавство, и надежда, и разноцветье красок. То не просто отдых, а размышление. Дивная картина, выполненная после путешествия художницы по Бессарабии.

К слову, многокрасочность характерна для всей выставки (всего два зала, 48 полотен, но каких!). Сине-жёлто-красная палитра «Трактирной посуды» Василия Рождественского контрастирует с приглушёнными оттенками синего и розового на картине Игоря Грабаря «Утренний чай». Буйство цвета продолжается и на полотнах Петра Кончаловского и Ильи Машкова, а фантастические миры Константина Богаевского долго не отпускают.

По всей выставке разлито влияние Сезанна, Пикассо, французских импрессионистов и пуантилистов – русские художники начала ХХ-го века находились под впечатлением картин западноевропейских собратьев. А уж нашего «русского Дега», к сожалению малоизученного художника Николая Синезубова, и забыть невозможно! Эмоциональность, экспрессия и гротеск – вот его почерк. Не хуже, чем у Золя.

Выставка работает до 1 ноября 2020 года.

Марина АБРАМОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.