Бойся своих желаний: История одного рыцаря или Почему оппозиция не всегда права

930

Фразу «бойся своих желаний» принято вспоминать, когда заветная мечта вдруг исполнилась не так, как хотелось. Вот и герой постановки режиссера Антона Непомнящего, что идет в МХАТе им. М. Горького всего лишь с декабря прошлого года, оказывается в подобной неловкой ситуации. Молодой, красивый, горячий, одним словом, – Рыцарь, он мечтал избавить страну от жестокого правителя Дракона, который только и умеет, что терроризировать и мучить народ. Вот только вскоре оказывается, что правитель из Рыцаря так себе. Уж больно мягкий и добрый.

Рыцарь начинает карьеру с того, что пытается влюбить в себя всех соседей, весь «цивилизованный мир», который представляет собой главного цензора. Рыцарь раздает земли, раздает деньги. Лезет из кожи вон, чтобы понравиться своему народу. Теперь все в государстве по-новому. Даже массивное окно во дворце теперь состоит из скромного пластикового стеклопакета. А помощник, тем временем, вместо помпезной обуви и лосин носит кроссовки New balance и голубые джинсы, вместо атласной рубашки – белую футболку с надписью «Премьер-министр». Только орден на груди напоминает о монархии.

Не жизнь, а сказка

У Рыцаря и жена красавица, и дети подрастают. Вот только глуповатый премьер-министр в кроссовках едва успевает докладывать правителю, как недоволен его народ, какие бунты устраивает. И не знает Рыцарь, что делает не так, мучается, не может понять, рвет на себе волосы. Свободу людям дал, право выбора дал, а те все равно чем-то недовольны.

Тогда-то и возвращается поверженный Рыцарем Дракон (актер Михаил Кабанов), который к этому времени уже успел вкусить все радости пенсионного возраста: отдыхал в имении и играл с внуками. Говорит, просто так заехал, хотел предаться воспоминаниям о былом величии. Но это – все отговорки. Дракон же за версту чует опасность. Вот и сейчас, чутье подсказывает ему, что семья в опасности, что бунт подбирается все ближе к замку, а его горе-зять все ломает голову, как бы еще осчастливить людей.

А народ, оказывается, – страшная сила

Ты даешь человеку что-то, а он хочет больше и больше, а потом жаждет крови, если желаемое ему не дают. Да, в толпе можно разглядеть отдельных хороших людей, но все вместе они – опасная разъяренная масса, которая не знает пощады. И если разбаловать этот народ, не получится уже научить его бояться. Разве что отдать приказ зарядить пушки, как советует Дракон… Вот только Рыцарю всех жалко. Его не пугает даже то, что жену могут убить революционеры. Он продолжает играть в хорошего парня.

Дракон же в постановке, будучи отъявленным злодеем, оказывается не так прост, как кажется. Когда над семьей нависает опасность, тот решается на единственно возможный путь. Какой? Поступок этот сложно описать, лучше увидеть своими глазами из зрительного зала, ибо именно такое решение доказывает всю многогранность и сложность личности Дракона, его огромную силу.

Правитель-тиран, по альтернативной версии режиссера, не лишен благородства. Когда в начале постановки рыцарь зовет его на бой, зритель замирает в предвкушении кровавой бойни, как вдруг Дракон замахивается мечом и… просто отдает свой престол Рыцарю. Вот это поворот! Полоумный тиран вдруг опускает оружие, склоняет голову, послушно соглашается созвать парламент и объявить досрочно выборы. А все почему? Искренний парень ему понравился. Дракон понял, что дочь, наконец, можно отдать в неплохие честные руки. У тиранов, как известно, тоже бывает семья. Да и на пенсию уже хочется, с внуками сидеть, а тут такой повод подворачивается.

К тому же его дочь, бойкая Эльза (Эльвира Цымбал), уже по уши влюбилась в Рыцаря и даже успела навязать тому свой поцелуй, от которого он едва не упал в обморок. Парень вообще изначально излишне сентиментальный. Ему даже прилетает вопрос: «У вас с женщинами вообще как?» Еще бы, Рыцарю сватают дочь правителя, а он продолжает упорно скандировать лозунги оппозиции. Очень подозрительно поначалу выглядит.

Рыцари и драконы — под Минкультом ходят

Но потом выясняется, что парень все-таки традиционной ориентации, просто очень уж слабохарактерный. Вот и на убийство деспота горе-Рыцарь из-за любви к его дочери не смог отважиться. Все пошло не по плану: без пяти минут свекор без боя сложил свои полномочия, приходится жениться. Рыцарь вообще за этим приезжал? По пьесе он должен убить Дракона и все, можно ехать домой. Он вообще не уверен, что хочет править государством, он, в конце концов, еще слишком молод для таких серьезных дел, в рюкзаке своего часа ждет скейтборд. Но вот Рыцаря уже сажают в кресло и позволяют властвовать так, как он хочет. А хочет он уже ясно чего. Свободы. Для всех в государстве без исключения. Об этом вместо него кричит красная футболка с изображением Че Гевары.

Актеру Герману Андрееву даже не приходится особо усердствовать, изображая молодого неопытного Рыцаря – юношеский максимализм из него так и бьет фонтаном, слепит глаза, как полоска на его залихватских кедах. Рыцарь появляется в бунтарской одежде, в то время как остальные участники действия еще ходят в пыльных камзолах, что дополнительно создает контраст. Образ, кстати, Рыцарю подобрали весьма удачно: рокерская черная косуха с нашивками, красная футболка с Че Геварой, рюкзак с торчащим скейтбордом, растрепанные волосы. Просто второе пришествие Кипелова из группы Ария.

Михаил Кабанов, напротив, с актерской игрой очень старается. Его одежда вполне королевская и не отличается особым символизмом, поэтому приходится потрудиться над тем, чтобы показать публике, кого она в этой одежде должна разглядеть. У Дракона это вполне успешно получается. Парадоксальность его персонажа влюбляет в себя с первых минут. Дракон умело корчит из себя циничного деспота, который насмехается над подчиненными и народом. Предлагает дать деньги оппозиции, чтобы та ради приличия выходила на митинги, а не работала, как все остальные люди. Поручает глуповатому премьер-министру (актеру Роману Титову) найти главного оппозиционера, который устроит показательные протесты, а потом отправится в тюрьму, где, по словам Дракона, уже сидят интеллигентные образованные люди. Для пущей убедительности в мощи правительства Дракон планирует правительственный концерт и парад. Приказывает делать новые ракеты вместо выплат социальных пособий, ведь «нужно регулярно запугивать врагов».

Власть над ним и всем государством имеет только Минкульт, против которого никто не может сказать ни слова. Именно там хранятся доспехи Дракона, которые не удается вернуть, даже когда в них появляется жизненная необходимость. В остальном, нет ни одного человека, который бы мог возразить Дракону. Поэтому он наслаждается каждой минутой своего правления. Надевает комичный розовый парик с кудрями, но тут же снимает – «жарко». Ему совсем не обязательно надевать королевскую атрибутику. Амплуа тирана он отрабатывал многие годы. Поэтому можно вертеться на троне, как ребенок, выпивать, шутить над своим комичным премьер-министром. Дракон валяет дурака, в полной уверенности, что так будет продолжаться до самой его смерти… Но вскоре разворачиваются события, которые доказывают, что любая власть имеет свой срок годности, причем для любого правителя.

Узнать, что же это за события, вы сможете лично — 7 и 16 февраля 2020 года, а также 6 и 15 марта — на малой сцене МХАТ им. М. Горького.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.