Больше, чем музей: на форуме «Музейный гид» представили ретроспективу новых музейных практик

453

Третий день форума «Музейный гид» состоял из разноплановых по форме и по содержанию дискуссий, объединенных общей темой – музей в социуме и его диалог с другими сферами культурной и общественной жизни. Отдавая дань году театра, программа началась с беседы представителей музейного и театрального сообществ о том, почему они устремились навстречу друг другу, и что могут приобрести в результате.

Основная цель музея в коллаборации с театром чисто прагматическая, признался директор Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова Святослав Перехожев. По его словам, спектакли на основе музейных коллекций и экспозиций и другие формы взаимодействия с театром – это, в первую очередь, инструмент привлечения посетителей и способ усилить их эмоциональное восприятие, особенно там, где не хватает предметного ряда, например, когда речь идет про репрессии.

В основном на совместные постановки приходят театральные зрители, но они еще не привыкли к такому нестандартному для традиционного театра языку, и с каждого спектакля уходит достаточно много людей, отметила директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян. Зато те, кто все же остался, потом приходят и в музей. Эксперт также отметила, что у краеведческого музея есть возможность оживлять историю, художественному музею в этом плане сложнее.

Зритель в театре обычно – пассивный потребитель, а в музее – активный. По сути, музей – это модный нынче иммерсивный спектакль, создающий эффект присутствия и погружения, считает кинорежиссер Андрей Сильвестров. По его словам, театр может модернизировать музейное пространство, усилив его воздействие на посетителя. При этом для театра взаимодействие с музеем не менее важно, чтобы преодолеть собственный кризис бесконечной интерпретации одних и тех же пьес, уверен театральный критик, руководитель театральной лаборатории – проекта Музея истории ГУЛАГа Павел Руднев. Музей дает подлинность, в которой современный театр очень нуждается, подчеркнул он.

О подлинности как главном преимуществе и важнейшем качестве музея, говорили и на презентации цикла документальных фильмов «Вместе» (совместного проекта Фонда Потанина и портала «Такие дела») начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи Татьяна Гафар и директор дома-музея Рембрандта в Амстердаме Лидевай де Куккук. Они сошлись во мнении, что в современную эпоху фейков, размытых границ и дополненной реальности музеи стали так популярны именно потому, что показывают что-то настоящее.

Обсуждая тему малых музеев, эксперты отметили развитие сторителлинга, который позволяет делать интересные экспозиции даже скромными ресурсами. По словам Лидевай де Куккук, создание музеев сродни написанию романа, первое предложение которого должно захватить внимание читателя, а интерес аудитории зависит от мастерства рассказчика. Но музеи не должны давать однозначных и исчерпывающих ответов, полагает Татьяна Гафар. Когда у посетителя остается множество вопросов, это подталкивает его к дальнейшему изучению темы и саморазвитию, пояснила она.

Участники площадки «Сложный возраст: подростки в музее» поделились опытом работы с тинейджерами. Чтобы их заинтересовать, нужно придумать общее дело, в котором обе стороны хорошо понимают, зачем они нужны друг другу, посоветовала куратор образовательных программ Пермского музея современного искусства PERMM Анастасия Шипицина. По ее словам, музей может расширить подростковую аудиторию, если в нем работают профессионалы, которые действительно хотят привлекать юных посетителей.

Вступить в диалог с подростками рекомендовала Александра Хейфец из московского Центра междисциплинарных исследований в современном искусстве. Но при этом надо быть предельно честными, добавила заместитель директора по научной и просветительской работе Муромского историко-художественного музея Анна Горская. Взаимодействие с молодежью, продвинутой и свободной от давления инструкций и условностей, может помочь музею хотя бы на время самому стать более свободным и открытым. Но придется поменяться изнутри и перестроить всю работу, если поставлена задача массово привлечь эту непростую категорию посетителей, предупредила эксперт. Главное здесь – неформальный подход, подытожил заведующий образовательным центром Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. Николай Комягин.

Лучшие практики работы с уязвимыми группами населения были представлены на круглом столе «Музеи как центр социализации». О своих проектах для людей с особенностями ментального развития и ограниченными возможностями рассказали заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина Марина Емелина и директор Музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.

Особое внимание было уделено арт-терапии. Она позволяет развивать креативность и улучшать качество жизни людей, что особенно важно в периоды экономических кризисов, отметила трудотерапевт Первой психиатрической клиники больницы Эгинитейо Афинского национального университета имени Каподистрии, автор и куратор программы арт-терапии в Музее современного искусства в Афинах Афродита Пантагутсу. Лечение искусством дает возможность выходить за пределы медицинских учреждений, которые часто выглядят неприветливыми, и работать в более дружелюбных пространствах, но важно, чтобы эти пространства были безопасны, добавила арт-психотерапевт, член Британской ассоциации арт-терапевтов Хелен Джюри.

О том, с какими вызовами сталкиваются музеи в условиях цифровизации, как она меняет музейный рынок, какие новые сотрудники ему нужны, и какие компетенции им предстоит осваивать в ближайшие годы, говорили на секции «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Так называется магистерская программа в Высшей школе экономики, которая с сентября 2018 года при поддержке Фонда Потанина начала готовить специалистов трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела. Подобные специалисты сегодня нужны, как воздух, даже самым крупным и знаковым российским музеям, отметили эксперты сессии.

В этот день организаторы порадовали участников форума сразу двумя перформансами. Один из них – театральный променад «Персональная выставка» от режиссера Юрия Муравицкого, обладателя «Золотой маски» 2019 в номинации «Эксперимент», который завершил секцию проекта «Вместе». Постановка творческой команды «Июльансамбль» от режиссера Ивана Комарова украсила традиционную вечернюю церемонию награждения победителей конкурсов программы «Музей без границ», лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» и победителя лаборатории Theatrum 2019 – проект «Фрагмент занавеса № 16» Музея истории города Махачкалы и Русского драматического театра им. М. Горького.