Что мы знаем о Пасхе?

938

Празд­ник Пас­хи Хри­сто­вой отме­ча­ют как мини­мум два с поло­ви­ной мил­ли­ар­да чело­век во всем мире, вне зави­си­мо­сти от наци­о­наль­но­сти и про­ис­хож­де­ния, счи­тая Вос­кре­се­ние Хри­ста глав­ным собы­ти­ем исто­рии человечества.

Что мы знаем о Пасхе

Поче­му Пас­ха — глав­ный празд­ник года.

Сло­во «Пас­ха» при­шло к нам из гре­че­ско­го язы­ка и озна­ча­ет «пре­хож­де­ние», «избав­ле­ние». В этот день мы тор­же­ству­ем избав­ле­ние через Хри­ста Спа­си­те­ля все­го чело­ве­че­ства от раб­ства диа­во­лу и даро­ва­ние нам жиз­ни и веч­но­го бла­жен­ства. Как крест­ной Хри­сто­вой смер­тью совер­ше­но наше искуп­ле­ние, так Его Вос­кре­се­ни­ем даро­ва­на нам веч­ная жизнь.

Вос­кре­се­ние Хри­сто­во — это осно­ва и венец нашей веры, это пер­вая и самая глав­ная весть, кото­рую нача­ли бла­го­вест­во­вать апостолы.

О при­вет­ствии «Хри­стос воскресе!»

Обы­чай при­вет­ство­вать друг дру­га в Пас­ху этим сло­ва­ми — очень древ­ний. При­вет­ствуя друг дру­га с радо­стью вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, мы упо­доб­ля­ем­ся уче­ни­кам Гос­по­да, кото­рые по вос­кре­се­нии Его «гово­ри­ли, что Гос­подь истин­но вос­крес» (Еван­ге­лие от Луки 24, 34). В крат­ких сло­вах «Хри­стос вос­кре­се!» заклю­ча­ет­ся вся сущ­ность нашей веры.

Поче­му на Пас­ху при­ня­то дарить друг дру­гу яйца?

Обы­чай дарить друг дру­гу на Пас­ху кра­ше­ные яйца появил­ся еще в I веке от Рож­де­ства Хри­сто­ва. Цер­ков­ное пре­да­ние гла­сит, что в те вре­ме­на было при­ня­то, посе­щая импе­ра­то­ра, при­но­сить ему дар. И когда бед­ная уче­ни­ца Хри­ста, свя­тая Мария Маг­да­ли­на при­шла в Рим к импе­ра­то­ру Тиве­рию с про­по­ве­дью веры, то пода­ри­ла Тиве­рию про­стое кури­ное яйцо.

Тиве­рий не пове­рил в рас­сказ Марии о Вос­кре­се­нии Хри­ста и вос­клик­нул: «Как может кто-то вос­крес­нуть из мерт­вых? Это так же невоз­мож­но, как если бы это яйцо вдруг ста­ло крас­ным». Тут же на гла­зах импе­ра­то­ра свер­ши­лось чудо — яйцо ста­ло крас­ным, сви­де­тель­ствуя истин­ность хри­сти­ан­ской веры.

Поче­му Цер­ковь освя­ща­ет куличи?

Пас­халь­ный кулич – самое глав­ное укра­ше­ние празд­нич­но­го сто­ла. У неко­то­рых наро­дов он назы­ва­ет­ся кули­чем, у дру­гих пас­хой, но суть это­го сим­во­ла для всех пра­во­слав­ных наро­дов оста­ет­ся неизменной.

По древ­не­му пре­да­нию, Гос­подь Иисус Хри­стос после Сво­е­го вос­кре­се­ния при­хо­дил к апо­сто­лам во вре­мя их тра­пез. Сред­нее место оста­ва­лось не заня­тым, в сере­дине сто­ла лежал пред­на­зна­чен­ный Ему хлеб. Посте­пен­но появи­лась тра­ди­ция в празд­ник Пас­хи остав­лять хлеб в хра­ме (по-гре­че­ски он назы­вал­ся «арт­ос»). Его остав­ля­ли на осо­бом сто­ле, как это дела­ли апо­сто­лы. Так как семья явля­ет­ся малой Цер­ко­вью, то посте­пен­но появил­ся обы­чай иметь свой арт­ос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круг­лый хлеб) – высо­кий, цилин­дри­че­ской фор­мы, хлеб из сдоб­но­го теста. Сло­во это вошло в евро­пей­ские язы­ки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во вре­мя пас­халь­ной тра­пезы на сто­ле кулич, мы име­ем упо­ва­ние, что и в нашем доме неви­ди­мо при­сут­ству­ет вос­крес­ший Гос­подь. Пас­халь­ный кулич сим­во­ли­зи­ру­ет при­сут­ствие Гос­по­да в мире людей, его забо­ту о чело­ве­ке, готов­ность про­стить греш­ни­ков и слу­шать люд­ские молитвы.

Сколь­ко дней празд­ну­ет­ся Пасха?

Празд­ник Пас­хи от само­го сво­е­го нача­ла был свет­лым, все­об­щим, про­дол­жи­тель­ней­шим хри­сти­ан­ским торжеством.

С апо­столь­ских вре­мен празд­ник хри­сти­ан­ской Пас­хи про­дол­жа­ет­ся семь дней,

В бого­слу­жеб­ном отно­ше­нии вся Свет­лая сед­ми­ца есть как бы один празд­нич­ный день: во все дни этой неде­ли Бого­слу­же­ние быва­ет то же, что и в пер­вый день, с немно­ги­ми изме­не­ни­я­ми и переменами.

Окан­чи­вая свет­лое тор­же­ство Пас­хи неде­лей, Цер­ковь про­дол­жа­ет его, хотя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще трид­цать два дня — до Воз­не­се­ния Господня.

Как поми­на­ют усоп­ших в Дни Пасхи?

Мно­гие в празд­ник Пас­хи посе­ща­ют клад­би­ще, где нахо­дят­ся моги­лы их близ­ких. К сожа­ле­нию, в неко­то­рых семьях суще­ству­ет кощун­ствен­ный обы­чай сопро­вож­дать эти посе­ще­ния могил сво­их род­ных диким пья­ным раз­гу­лом. Но даже те, кто и не справ­ля­ют на моги­лах сво­их близ­ких язы­че­ских пьян­ствен­ных тризн, столь оскор­би­тель­ных для вся­ко­го хри­сти­ан­ско­го чув­ства, часто не зна­ют, когда в Пас­халь­ные дни мож­но и нуж­но поми­нать усопших.

Пер­вое поми­но­ве­ние усоп­ших совер­ша­ет­ся на деся­тый день после Пас­хи, во вторник.

Осно­ва­ние для это­го поми­но­ве­ния слу­жит, с одной сто­ро­ны, вос­по­ми­на­ние о соше­ствии Иису­са Хри­ста во ад, а с дру­гой — раз­ре­ше­ние Цер­ков­но­го Уста­ва тво­рить обыч­ное поми­но­ве­ние усопших,после Свет­лой сед­ми­цы (бли­жай­щей к празд­ни­ку Пас­хи неде­ли). По это­му раз­ре­ше­нию веру­ю­щие при­хо­дят на моги­лы сво­их ближ­них с радост­ной вестью о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, отсю­да и сам день поми­но­ве­ния назы­ва­ет­ся Радоницей.

Поче­му Пас­ха каж­дый год празд­ну­ет­ся в раз­ное время?

Соглас­но вет­хо­за­вет­но­му кален­да­рю, Пас­ху празд­но­ва­ли в четыр­на­дца­тый день пер­во­го весен­не­го меся­ца- ниса­на. Осно­вой для при­ня­тия реше­ния о дате празд­но­ва­ния Пас­хи опре­де­ля­ет­ся соглас­но лун­но­му кален­да­рю. В 325 г. Пер­вый Все­лен­ский Собор Хри­сти­ан­ской Церк­ви (Никей­ский Собор) поста­но­вил празд­но­вать Пас­ху все­гда по вос­кре­се­ньям, а имен­но — в пер­вое вос­кре­се­нье, насту­па­ю­щее после пер­во­го весен­не­го пол­но­лу­ния. Весен­нее пол­но­лу­ние – пер­вое пол­но­лу­ние после дня весен­не­го рав­но­ден­ствия. Этот кален­дарь назы­ва­ют Юли­ан­ским (от име­ни созда­те­ля Юлия Цеза­ря в 45 г. До н.э.).

Празд­но­ва­ние Пас­хи может быть не ранее 4 апре­ля и не позд­нее 8 мая. Пас­ха явля­ет­ся цен­тром цер­ков­но­го кален­да­ря и имен­но по этой дате ров­ня­ют­ся и все осталь­ные цер­ков­ные события.

Иерей Кон­стан­тин КИОСЕВ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.