ЦСИ им. Сергея Курёхина открывает выставку «История развития мультимедиа искусства Ленинграда–Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов»

580

22 октября 2020 года ЦСИ им. Сергея Курёхина (Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 73, 4 этаж) открывает выставку «История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1985-2000». Выставка «История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1985-2000» воссоздаёт многообразную картину происходившего в те годы интенсивного освоения новых путей и технологий в искусстве. Поскольку до сих пор не существует объективного и полного исследования, мы собрали воедино и систематизировали по годам и направлениям этот процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым. От первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками — к видео арту, к синтетическому перфомансу и хеппенингу; от традиционного и фотоколлажа к компьютерному коллажу, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Этот путь привёл к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству (веб-арту и нет-арту), виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, столь актуальным в XXI веке.

ПТВ (ПИРАТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ), ВЕДУЩИЕ ПТВ: КАТРИН БЕККЕР И ВЛАДИСЛАВ МАМЫШЕВ (МОНРО). СЮЖЕТ: «НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ»

ОЛЬГА ТОБРЕЛУТС. ЛАБИРИНТ 1989 SUPER VHS, 20’, (БЕРЛИН)

«ИНЖЕНЕРЫ ИСКУССТВА». МОДЕЛИ И КОНСТРУКЦИИ, 1986, 8 ММ, 30’

«ИНЖЕНЕРЫ ИСКУССТВА». СТРЕЛА АМУРА. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА, 1993, 3’ 10”

ОЛЬГА ТОБРЕЛУТС. МАНИФЕСТ НЕОАКАДЕМИЗМА, 1996, 7’

КОСТЯ МИТЕНЁВ. «НА ПЛЯЖЕ» (ИЗ СЕРИИ ГОЛОГРАФИЙ), 1993. СТЕКЛО, КОЛЛАЖ, ЖУРНАЛ, 40Х30

ОЛЬГА ТОБРЕЛУТС. СЕРИЯ «ИМПЕРСКИЕ ОТРАЖЕНИЯ». 1993, ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ

КОСТЯ МИТЕНЁВ. ПОЦЕЛУЙ МОНРО, СЕРИЯ ФОТОГРАФИЙ, 1998, 60Х50

Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои, ФНО — это те объединения и течения, деятельность которых в Ленинграде – Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве.

Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой перестройка, отразился в исканиях этих молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.

Эксперименты пионеров медиа арта в России — фильмы, коллажи, инсталляции Ольги То брелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, Тимура Новикова и Сергея Шутова, группы Инженеры Искусств, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой и многих других будут представлены на выставке.

Выставка начинается независимым кино середины 80-90-х. В экспериментальных фильмах и фотографиях конца 80-х появляются отголоски предвидения компьютерной эстетики будущего. Художники параллельного кино ломали традиционное видение кинопроцесса, они использовали доступные им приёмы для создания нового представления о фильме, монтаже, сюжете.

Сегодня можно сказать, что их эксперименты не прошли даром, они стали активно применяться в современном кинематографе, рекламе и видео искусстве. На выставке будут представлены фильмы Беллы Матвеевой и Владимира Захарова, Иветты Померанцевой, Олега Котельникова, Евгения Кондратьева, Андрея Мёртвого, Константина Митенёва, Олега Маслова, Андрюса Венцловы, Дмитрия Фролова, группы АХЕ и других.

Надо также отметить уникальность пути развития российского медиа искусства. В начале интернет эры независимые художники и режиссёры, взявшие в руки камеру, не имели представления о том, что делают их коллеги на Западе. Эти знания доходили опосредованно: через личное общение, обмен опытом с зарубежными коллегами во время выставок, организованных отделом Новейших течений Русского музея. В Ленинград приезжали и общались с художниками Джон Кейдж, Понтюс Хюльтен, Брюс Стерлинг, Джоанна Стингрей, Брайн Ино. С появлением компьютера, доступного интернета и возможности путешествовать произошла трансгрессия физических и ментальных границ. Интернет еще не был отягощен коммерцией и его освоение происходило творческим путем. Художники во многом становились первооткрывателями новых территорий и первопроходцами. Они выпускали компакт-диски, интернет журналы, делали первые сайты, устраивали рейвы, международные конференции и телемосты. В выставку и каталог вошли воспоминания участников, документы и фотодокументация.

Легендарна история панк-корабля-искусство Штюбниц, пришвартовавшегося у берегов Невы в 1994 году. Оснащенный компьютерами и ставший творческой концептуальной лабораторией новых медиа, он повлиял на появление техно-культуры «Техно-Арт-Центра» и «Кибер-Фемин-Клуба», Галереи 21, которая стала организатором мастерских новых медиа и семинаров, отрабатывавших разные аспекты кибертеории, сотрудничала с проходившими в городе конференциями по компьютерному искусству. Были изданы несколько компакт-дисков: «От Неоакадемизма к Киберфеминизму», «Игра без правил», запущен журнал «Виртуальная анатомия», сайт «Кибер-фемин-клуба», проект Дмитрия Пиликина «Свидетели эпохи» и веб-проекты Константина Митенёва «Bioloid Factory» и «Ундина / Undina», первое интернет-телевидение «Twins TV». В Петербурге начала 1990-х годов появились первая в России компьютерная студия «Крейт», которая объединила вокруг себя художников, увлеченных новыми технологиями.

Работы этих художников широко известны за рубежом, получили множество призов на международных фестивалях, но их практически невозможно увидеть здесь. Персональные выставки пионеров медиа-арта путешествуют по музеям мира. Поэтому именно в Петербурге, колыбели российской медиареволюции, важно показать в полном объеме их произведения, начиная с экспериментов параллельного кино и заканчивая лентикулярными панелями.

Важным разделом выставки является «Коллаж-Монтаж».

Интересно проследить эволюцию этого метода в произведениях от аналоговых к компьютерным. От аппликационных коллажей «Инженеров Искусств», вырезанных и смонтированных вручную, анимационных коллажей параллельщиков, фотоколлажей Александра Филипченко, к первым новаторским компьютерным фото и видео-коллажам Ольги Тобрелутс, Егора Острова, анимациям Тимура Новикова, Сергея Шутова, к палитре компьютерных музыкальных клипов Андрюса Венцловы, Речников и Новых Композиторов.

В 1993 году на Пушкинской, 10 открылась Новая Академия Изящных Искусств (НАИИ). Здесь одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии. Тимур Новиков, культуртрегер искусства Петербурга, вёл обучение технологиям в НАИИ, откуда потом вышло много современных художников.

Знаменитое «Пиратское телевидение» (ПТВ), созданное художниками круга Тимура Новикова, Юрисом Лесником, Владиславом Мамышев-Монро и Георгием Гурьяновым, монтировало короткометражные фильмы, клипы, новости культуры за неделю для небольшого круга творческой молодежи, объединённой адресом Фонтанка, 145, которые потом показывали в клубах и на вечеринках.

Художники работали и на Ленинградском телевидении. Две авторские программы Владимира Дава «ДЕМО» и Олега Поварова «СУБКУЛЬТУРА» отличались новаторским авторским видеомонтажом изображения, скорее напоминающим видео-арт, нежели новостную программу. Знаменитая медиа-интервенция «Ленин-гриб», которойповерили многочисленные телезрители, была осуществлена Сергеем Курёхиным в телепрограмме Сергея Шолохова «Тихий дом» в 1990 году.

История первых видео- и мультимедиа-инсталляций представлена несколькими авторами. Это — «Лабиринт» Ольги Тобрелутс, снятая и смонтированная в Германии на Offene Channel в 1990 году, документация экспериментов группы «Запасной выход», проходивших в Запасном дворце Царского Села в середине 90-х, «Оцифровка крови» 1998 года Людмилы Беловой и её «Вынужденный ракурс» 1999-2000 года, представляющий трёхэкранную инсталляцию и получивший приз на конкурсе International\Media\Art\Award в ZKM в Карлсруэ в 2000 году.

Хочется отметить тех, кто оказал большое влияние на развитие медиа технологий в искусстве в самом начале их появления, разработав в своих произведениях такие художественные подходы и приёмы, которые нашли применение в различных областях искусства в будущем. Это целое созвездие имён: Евгений Юфит, Константин Митенёв, Евгений Кондратьев, Андрей Мёртвый, Сергей Добротворский, Эдуард Шелганов, Дмитрий Лурье, Иветта Померанцева, Олег Котельников, Иван Сотников, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Тимур Новиков, Сергей Шутов, Сергей Курёхин, Белла Матвеева, Владимир Захаров, Rivermax, Юрис Лесник, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс, Андрюс Венцлова, Валерий Алахов и Игорь Веричев, Юлия Страусова, Инал Савченков, Франц Родвальт, Сергей Еньков, Григорий Стрельников, Алек сандр Филипченко, Егор Остров, Борис Казаков, Жора Баранов, Дмитрий Фролов, Ирина Актуганова, Алла Митрофанова, Дмитрий Пиликин, Вита Буйвид, Павел Семченко, Юрий Соболев, Галина Леденцова, Сергей Никокошев, Владимир Быстров, Татьяна Подвигина, Людмила Белова, Наталия Лях и многие другие.

Выставка работает до 22 нобяря.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.