Дарья МАЦИЕВСКАЯ: «Легкая промышленность нуждается в инновационных проектах»

355

Дарья Мациевская, основатель и президент компании «Русские сезоны», российский дизайнер и основатель программы SEASONS tech рассуждает об отечественном рынке моды и объясняет, чего он ждет от молодых предпринимателей.

Мода постоянно меняется, а рынок требует креативных и актуальных решений. В 2015 году мы создали фестиваль «Русские сезоны», который задумывался как площадка, которая помогает талантливым людям проявить себя в таких сегментах как мода, предметный дизайн, архитектура, инновации. Инновации стали для нас ключевым направлением, в рамках которого в 2019 году родилась долгосрочная программа поддержки инновационных проектов в области легкой промышленности в России «SEASONS tech», которую мы организуем при поддержке компании «Иннопрактика».

Проекты-участники программы SEASONS tech отвечают на важные запросы fashion-индустрии. Например, сегодня одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений, как в мире, так и в России, является e-commerce. Компании, первыми применяющие технологии fashion tech для электронной торговли в России, имеют серьезное конкурентное преимущество.

Ярким примером использования технологий такого рода является проект Up Your Style – система товарных рекомендаций по фотографии пользователя на основе нейронных сетей и алгоритмов компьютерного зрения. Схема работы проекта проста: пользователь загружает свое фото в полный рост на сайт, система распознает тип, цвет и стиль его одежды и предлагает купить подходящие к нему обувь, сумки и аксессуары, чтобы дополнить образ. Кроме того, сервис распознает цветотип пользователя, тон кожи и контрастность внешности с точностью около 80%, что также можно учитывать при выборе товаров.

По словам автора проекта Веры Клеменовой, конверсия систем поиска по фото составляет более 40%. Поскольку этот сервис осуществляет персонализированный поиск, прогнозируется, что его установка на сайт интернет-магазина позволит увеличить продажи на 12% за счет подбора полного комплекта вещей, снизить возвраты на 5% за счет предложения подходящих пользователю товаров, повысить клиентскую лояльность и посещаемость сайта за счет элемента игры, проводить пользовательскую аналитику по ранее недоступным данным (фото пользователей, их цветотип, возраст, внешность, стиль в одежде и пр.). «По данным рынка, конверсия систем визуального поиска на сайте составляет более 30%, а технологии персонализации позволяют увеличить эффективность маркетинга в 6 раз. Свой fashion tech проект мы изначально создали на стыке этих двух направлений, предлагая не только поиск вещей по фото, но и персональные рекомендации товаров, подходящих пользователю в зависимости от стиля и цветов вещей на загруженных им фотографиях» – отмечает автор проекта.

Добавление к этой технологии нейронного распознавания цветотипа человека, контрастности внешности, тона кожи и типа фигуры позволяет подобрать не только образ, но и целый гардероб, подходящий покупателю. «В ходе пилота с одним из крупнейших ритейлеров мы убедились, что 90% пользователей загружают свои фотографии, а не рекламные образы и фото из журналов, – это четко подтвердило гипотезу о необходимости персонализированного подхода к покупателям. Кроме того, наличие таких технологий на сайте приводит к тому, что посетители увлекаются и начинают «играть», загружая фотографии в разной одежде, постоянно переходя на рекомендации и проводя больше времени на сайте», – добавляет автор.

Другой тренд в этом сегменте – использование рекомендации размера при покупке. Это происходит с помощью создания виртуального манекена, представления посадки вещи и применения сервисов для рекомендации подходящих пользователю и вписывающихся в его гардероб вещей, что снижает возвраты и делает покупку более «экологичной».

Отдельный тренд этого направления – цифровые офлайн-технологии (digital experience offline) с развлекательной, игровой функцией. К примеру, сейчас быстро набирает популярность технология smart-зеркал для использования в магазинах. За рубежом «умные зеркала» применяются не только в магазинах, но и дома: в них можно настроить множество программ от фитнес-тренировок до цифрового гардероба с подбором товаров под внешность и настроение, а также возможностью виртуальной примерки.

В SEASONS tech мы пригласили не только представителей технологических решений для рынка e-commerce, но и разработчиков нетканых материалов. Например, представители бренда «Холлофайбер» из компании «Термопол» отмечают, что нетканые материалы на углеводородном сырье, так называемый «ископаемый текстиль», являются безграничной промышленной нишей России. Такие материалы используются в медицине, автопроме, текстильной и легкой промышленности, мебельной индустрии, дорожном строительстве и др. Такие проекты обоснованы в связи с перспективными возможностями переработки нефти в химические волокна, а также бережливым рециклингом и полирециклингом продукции. Например, после утилизации матрацы с пластовыми наполнителями из полиэфирных волокон возможно передать в переработку на производства строительных утеплителей или шумопоглощающих материалов – такие цепочки полирецикглинга могут быть довольно большими.

Еще один тренд рынка fashion tech – это умный текстиль (smart textile), подстраивание под окружающую среду. Это процесс, при котором инновационные материалы и технологии делают комфортным микроклимат в пододежном пространстве при пассивном участии пользователя. Особенно актуальным это является для Российской Федерации, расположенной в нескольких климатических зонах, для Арктики и Антарктиды, а также активно осваиваемого космического пространства. Применение таких разработок и видов изделий находит применение в специальных разработках в изделиях military, fashion, extreme и outdoor.

Группа разработчиков компании «Термопол» исследует саморегулируемые нетканые материалы со специальными (высокоэффективными теплофизическими) показателями, обладающие более низкой массой в сравнении с современными типами теплоизоляционных материалов, увеличенным сроком службы и надежности, универсальности, а также обладающих способностью быть самостоятельным и/или отраженным источником тепла в условиях эксплуатации, применяемых в качестве теплоизоляционного слоя в зимней одежде. Разрабатываемые нетканые материалы способны эффективно осуществлять терморегуляцию пододежного пространства как в состоянии покоя, обеспечивая тепловой комфорт, так и во время физической активности человека, поглощая избыточное количество влаги и способствуя ее быстрому отведению из пододежного пространства.

«Это направление в России является наиболее перспективным с учетом наработок советской школы производства, переработки и применения полимеров (в частности, полиэфиров), а также колоссальных запасов углеводородного сырья, из которого создаются первичные компоненты для производства химических волокон», – уверены разработчики «Термопола».

Еще один пример, отвечающий запросу подстраивания под окружающую среду – проект-участник SEASONS tech – HOT-STEP – технология автономной терморегуляции для изготовления всесезонной обуви и одежды. Эта технология предназначена для производства спортивной, туристической и повседневной обуви. Система, в зависимости от температуры окружающей среды, позволяет нагревать или охлаждать внутренние стенки обуви.

Как отмечают основатели проекта Анастасия Гаврилова и Рафаэль Гайнуллин, главные тренды на пересечении легкой промышленности и высоких технологий повторяют тренды hi-tech в целом. Это BigData и ИИ (искусственный интеллект) – встраивание всевозможных датчиков в одежду и обувь для сбора данных и последующего анализа с помощью нейронных сетей, машинного обучения и прочих алгоритмов обработки большого массива статистических данных. Направление востребовано в спорте и медицине, например, для мониторинга состояния организма, своевременного и точного диагностирования заболеваний и др.

Носимые контроллеры для управления объектами виртуальной или дополненной реальности (VR/AR) – еще один тренд рынка fashion tech. Перспективные проекты в этом сегменте ориентируются на обратную тактильную связь. Так, в производстве VR-очков в последнее время начали использовать текстиль, который приближает их к внешнему виду обычной одежды.

Свои проекты на программе SEASONS tech HOT-STEP и LedClips (технология, позволяющая изменять цвет пуговиц в зависимости от цвета ткани) основатели относят к направлению – динамическое измерение характеристик одежды, фурнитуры и аксессуаров, которое отвечает тренду универсальность с использованием новых технологий.

Кроме выше перечисленных тенденций и направлений развития рынка fashion tech, есть еще одна – использование элементов робототехники и автоматизации. В качестве примеров реализации можно назвать самозашнуровывающиеся кроссовки Nike или технологии превращения одежды в дополнительный мышечный корсет, которую уже использует ряд компаний, занимающихся изготовлением и продажей спортивной одежды.

Очевидно, что легкая промышленность сегодня нуждается в инновационных проектах. В рамках программы SEASONS tech мы помогаем новым проектам реализовать свои идеи и зарабатывать на них.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.