РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойГалереи и музеиDassault Systèmes помогает запустить проект виртуального двойника пещеры Ласко

Dassault Systèmes помогает запустить проект виртуального двойника пещеры Ласко

Компания Dassault Systèmes, Французский музей архитектуры и монументальной скульптуры (Cité de l’architecture & du patrimoine) и Управление по делам культуры региона Новая Аквитания во Франции (Direction régionale des Affaires Culturelles de Nouvelle-Aquitaine или DRAC Nouvelle Aquitaine) приглашают открыть для себя новую виртуальную реальность в масштабе один к одному. Виртуальный двойник пещеры Ласко с беспрецедентным реализмом воссоздает подземные своды – в точности так, как это видят кураторы и ученые, которым разрешено находиться в гротах.

Технологические достижения помогают сохранить одну из самых важных пещер с наскальной живописью верхнего палеолита.

Пещера Ласко была обнаружена в сентябре 1940 года и три месяца спустя получила статус исторического памятника. Она известна не только своей потрясающей по качеству наскальной живописью, но и тем, насколько сложно поддерживать в сохранности эти рисунки. Закрытая для публики с 1963 года, пещера Ласко стала объектом ряда программ по оцифровке, осуществляемых Управлением по делам культуры региона Новая Аквитания. Эти проекты нацелены на сохранение памятника, который в 1979 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Время нахождения для исследователей внутри пещеры, чья целостность, к слову, все еще находится под угрозой, ограничено. Специалистам разрешается проводить в ней не более 200 часов в год. Создание виртуального двойника пещеры открывает новые возможности и подходы, которые трудно реализовать в реальном мире. Многопользовательская виртуальная реальность в масштабе 1:1 позволяет воспроизвести уникальный опыт посещения памятника, а также заниматься полноценной исследовательской деятельностью. Кроме того, она предлагает новые ракурсы, максимально приближая пользователей к шедеврам верхнего палеолита, созданным 20 000 лет назад.

Виртуальный двойник пещеры Ласко в масштабе 1:1 был спроектирован с использованием новых инструментов, разработанных Dassault Systèmes совместно с Exaltemps, лабораторией исследований и инноваций при французском Музее архитектуры и монументальной скульптуры. Это программное обеспечение призвано облегчить создание коллективных виртуальных реальностей в натуральную величину для пользователей, не имеющих специальных технических навыков.

«Программное обеспечение для подготовки презентаций или редактирования видео уже хорошо освоено многими в современном мире, где экраны все еще являются двухмерными. Перед Dassault Systèmes стояла задача представить и разработать иммерсивные инструменты для совместной работы, которые были бы еще проще в использовании. Единственный навык, который требуется от оператора – умение воссоздать обстановку пещеры в натуральную величину, куда мы бы могли войти физически. Этот процесс производится с помощью интуитивно понятного интерфейса без какого-либо контроллера. Такие инструменты позволяют по-новому взглянуть на культурные объекты и могут использоваться в образовательном процессе, исследователями и, конечно же, в других сферах», – сказал Мехди Тайуби (Mehdi Tayoubi), вице-президент по инновациям в Dassault Systèmes.

Участники проекта смогли виртуально сотрудничать в 3D-формате и разработать несколько иммерсивных маршрутов для посетителей. Это стало возможным за счет интеграции в новые инструменты необработанных данных, полученных DRAC Nouvelle Aquitaine при реализации инициатив по оцифровке.

«У нас имеются точные данные 3D-сканирования пещеры, которые мы привыкли видеть на наших экранах, однако возможность погрузиться в ее исследование благодаря технологии виртуального двойника полностью меняет ситуацию. Время, которое доступно исследователям для нахождения в пещере Ласко, все еще находящейся под угрозой разрушения, очень ограничено. Однако теперь я впервые могу «телепортироваться» туда вместе со всей командой, чтобы проверить наши исследовательские гипотезы в реальном времени даже в самых труднодоступных зонах», – сказал Мюриэль Мориак (Muriel Mauriac), куратор пещеры Ласко.

Точно так же, как и реставраторы, имеющие доступ к самой пещере, посетители с помощью виртуального двойника смогут переместиться в самую глубь Осевого прохода, при желании даже опустившись на четвереньки. Кроме того, они получат возможность оказаться в самых узких местах Кошачьего лаза, который никогда ранее не был представлен публике.

«Благодаря сотрудничеству с Exaltemps и Dassault Systèmes наша Галерея форм (Casts Gallery), представленная в Музее архитектуры и монументальной скульптуры, приобщается к технологиям 21 века. Экспонаты из гипса, также созданные с помощью технологий виртуальной реальности, воплощают изначальный замысел Эжена Виолле-ле-Дюка (Eugène Viollet-Le-Duc). Он предложил использовать копии нашего наследия в натуральную величину как инструмент для обучения и исследований, несущий объективно-историческую функцию», – добавила Изабель Маркетт (Isabelle Marquette), куратор коллекции Casts Gallery в Cité de l’architecture & du patrimoine.

Захватывающие технологии виртуальной реальности помогают в проведении научно-познавательных экскурсий

Пещеру Ласко иногда даже называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И впервые в мире группа из шести человек, оснащенных специальными рюкзаками и шлемами виртуальной реальности, сможет в сопровождении гида в подробностях изучить 235 метров ее подземных галерей. Пользователи получат возможность свободно перемещаться по виртуальному гроту и с помощью аватаров общаться и взаимодействовать друг с другом.

Совместные инициативы Dassault Systèmes и Cité de l’architecture & du patrimoine

В 2019 году музей Cité de l’architecture & du patrimoine и компания Dassault Systèmes открыли научно-исследовательскую площадку Exaltemps. Это пространство направлено на создание доступных одновременно для нескольких человек копий различных объектов в виртуальной реальности в натуральную величину. После запуска проекта ScanPyramids VR, виртуальный двойник пещеры Ласко в масштабе 1:1 стал новейшим экспериментом, реализованным на базе Exaltemps, который теперь открыт для широкой публики.

* * *

Организованные туры проводятся каждый час, начиная с 8 июля 2021 года в соответствии с действующими правилами по охране здоровья (только по предварительному заказу на сайте Cité de l’architecture & du patrimoine www.citedelarchitecture.fr). После каждого тура шлемы виртуальной реальности обеззараживаются ультрафиолетовыми лучами в специальной установке, разработанной для дезинфекции оборудования VR и уничтожения всех микробов и вирусов. Подобная процедура гарантирует максимальный уровень безопасности для пользователей.

Для посетителей в возрасте от 12 лет и старше. Экспозиция доступна для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru