В канун Международного Дня музыки Театр Сац открывает новый цикл программ «Re-Конструкция» исполнением редко звучащей в России, но ставшей культовой в США, партитуры известного американского композитора, лауреата Грэмми и Пулитцеровской премии Джона Лютера Адамса. Оригинальность композиции «Sila: Breath Of The World / Sila: Дыхание Мира» заключается в пространственных эффектах и импровизационности, заложенной в партиях солистов. Благодаря этому «Sila» исполняется в концертах опэн-эйр или в больших пространствах, объединяя стилистику симфонического концерта и театральных, иммерсивных перформансов. Именно таким, сочетающим эстетику концертного и театрального действа, будет концерт-променад «Sila» в пространстве Большого зрительского фойе Театра имени Наталии Сац. В настоящее время, когда Большая сцена находится на реконструкции, включение в статус сценической площадки Большого зрительского фойе становится очень важным для театра. Прекрасные пространственные и акустические особенности его интерьеров позволяют превратить их в необычные зрительские аудитории, что и призван продемонстрировать цикл «Re-Конструкция».
1 октября 2021 года Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представит первый концерт нового проекта «RE-Конструкция», музыкальным руководителем которого станет Петр Айду, пианист, композитор, звуковой художник, открыватель раритетов и, по его собственному определению, «хранитель традиций», а также создатель множества музыкально-театральных реальностей.
Откроется «RE-Конструкция» исполнением одного из интереснейших в современной мировой культуре, но малоизвестного в России произведения — «SILA: Breath of the world / SILA: Дыхание мира», написанного в 2014-м году Джоном Лютером Адамсом (род.1953г.), американским классиком, мастером «зеленой музыки» и создателем заповедников на Аляске. Годы проживания на Аляске сильно повлияли на творчество Адамса, отразившись в его взглядах на будущее планеты и окружающей среды. В традиции инуитов (коренного народа севера Америки) дух, который оживляет все, — это «sila», дыхание мира. Sila — это ветер и погода, силы природы. И нечто большее. «Sila» — это разум. Это наша осведомленность об окружающем мире и мировое осознание нас. «Sila» перекликается с элементами других произведений композитора: «Инуксуитом», который произвел настоящий фурор на премьере в Нью-Йорке в 2011 и «Стать Океаном», принесшим Адамсу Пулитцеровскую премию за выдающееся музыкальное произведение в 2014. Вот что говорит про партитуру Sila сам композитор: «Sila — это ветер и шторм, природные стихии. Но это и нечто большее. Sila — это разум. Sila — это осознанность. Sila — это наша осведомленность о мире вокруг нас и осведомленность мира о нас».
Это произведение, которое берет свои корни в эскимосской культуре Аляски, по задумке композитора исполняется без дирижера. Музыканты, поделенные на несколько групп, – духовые, ударные, струнные, вокал – располагаются в большом открытом пространстве и по своему усмотрению исполняют любой из созданных композитором музыкальных фрагментов. Зрители же вольны свободно перемещаться по этому пространству, переходя от одного исполнителя к другому и таким образом создавая свою собственную, уникальную версию произведения.
«Обращение к этому произведению для нас — это продолжение и развитие традиций, заложенных Наталией Сац, — рассказывает Петр Айду. — Все мы выросли на ее пластинках, на «Путеводителе по оркестру» Бенджамина Бриттена, где она читает текст ведущего, «Пете и волке», созданного Сергеем Прокофьевым по ее заказу, где она так же выступала в роли Чтеца. Для Наталии Сац была важна просветительская миссия искусства, и мы сегодня, обращаясь к современному произведению, создаем иммерсивный концерт, концерт-променад, новый «путеводитель» по симфоническому оркестру, побывав на котором слушатели-зрители — и взрослые, и юные — смогут на расстоянии вытянутой руки увидеть музыкантов и музыкальные инструменты, проследить за их взаимодействием, погрузиться в самую сердцевину музыки».
В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац «Sila» будет исполнена артистами симфонического оркестра театра, артистами хора и солистами оперы в Большом зрительском фойе, огромном, полном закоулков, изгибов, переходов и создающим ощущение измененной, двоящейся, бликующей смыслами реальности.
Начало В 19.00.