Дина КИРНАРСКАЯ: «Есть веские причины учить детей музыке, и эти причины должны знать современные родители»

8817

Несмот­ря на то, что ребё­нок фаль­ши­во поёт пес­ни Чебу­раш­ки, и слу­ха у него нет; несмот­ря на то, что пиа­ни­но неку­да поста­вить, и бабуш­ка не может возить ребён­ка «на музы­ку»; несмот­ря на то, что ребён­ку вооб­ще неко­гда – англий­ский, испан­ский, сек­ция по пла­ва­нию, балет и т.д... Есть вес­кие при­чи­ны всё это пре­одо­леть и всё-таки учить детей музы­ке, и эти при­чи­ны долж­ны знать совре­мен­ные родители:

10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу

1. Играть – это сле­до­вать тра­ди­ции. Музы­ке учи­ли всех ари­сто­кра­тов, рус­ских и евро­пей­ских. Музи­ци­ро­вать – это лоск, блеск и шик, апо­фе­оз свет­ских манер.

2. Музы­каль­ные заня­тия вос­пи­ты­ва­ют волю и дис­ци­пли­ну: зани­мать­ся на инстру­мен­те надо посто­ян­но, регу­ляр­но и без пере­ры­вов. Зимой и летом, в буд­ни и празд­ни­ки. Почти с тем же упор­ством, с каким чем­пи­о­ны тре­ни­ру­ют­ся в спорт­за­ле и на кат­ке. Но, в отли­чие от геро­ев спор­та, играя на роя­ле, нель­зя сло­мать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Музы­ка – это вос­пи­та­ние харак­те­ра без рис­ка травмы.

3. Зани­ма­ясь музы­кой, ребё­нок раз­ви­ва­ет мате­ма­ти­че­ские спо­соб­но­сти. Он про­стран­ствен­но мыс­лит, попа­дая на нуж­ные кла­ви­ши, мани­пу­ли­ру­ет абстракт­ны­ми зву­ко­вы­ми фигу­ра­ми, запо­ми­ная нот­ный текст, и зна­ет, что в музы­каль­ной пье­се как в мате­ма­ти­че­ском дока­за­тель­стве: ни уба­вить, ни при­ба­вить! Не слу­чай­но Аль­берт Эйн­штейн играл на скрип­ке, а про­фес­со­ра физи­ки и про­фес­со­ра мате­ма­ти­ки Окс­фор­да состав­ля­ют 70% чле­нов уни­вер­си­тет­ско­го музы­каль­но­го клуба.

4. Музы­ка и язык – близ­не­цы-бра­тья. Они роди­лись сле­дом друг за дру­гом: сна­ча­ла стар­ший – музы­ка; потом млад­ший – сло­вес­ная речь, и в нашем моз­ге они про­дол­жа­ют жить рядом. Фра­зы и пред­ло­же­ния, запя­тые и точ­ки, вопро­сы и вос­кли­ца­ния есть и в музы­ке, и в речи. Игра­ю­щие и пою­щие луч­ше гово­рят и пишут, лег­че запо­ми­на­ют ино­стран­ные сло­ва, быст­рее усва­и­ва­ют грам­ма­ти­ку. Мело­ма­ны-лите­ра­то­ры Тур­ге­нев и Стен­даль, Пастер­нак и Тол­стой, Рус­со и Рол­лан, каж­дый из кото­рых знал не один ино­стран­ный язык, реко­мен­ду­ют всем буду­щим поли­гло­там музыку.

5. Музы­ка струк­тур­на и иерар­хич­на: круп­ные про­из­ве­де­ния рас­па­да­ют­ся на менее круп­ные части, кото­рые в свою оче­редь делят­ся на неболь­шие темы и фраг­мен­ты, состо­я­щие из мел­ких фраз и моти­вов. Пси­хо­ло­ги дока­за­ли, что малень­кие музы­кан­ты, уче­ни­ки зна­ме­ни­то­го Шини­чи Сузу­ки, если даже не слиш­ком пре­успе­ли в раз­ви­тии музы­каль­но­го слу­ха и памя­ти, обо­шли сво­их сверст­ни­ков по уров­ню струк­тур­но­го мыш­ле­ния. Музы­ка ведёт пря­мо к вер­ши­нам ком­пью­тер­ных наук; не слу­чай­но фир­ма Microsoft пред­по­чи­та­ет сотруд­ни­ков с музы­каль­ным образованием.

6. Музы­каль­ные заня­тия раз­ви­ва­ют навы­ки обще­ния или, как их сего­дня назы­ва­ют, ком­му­ни­ка­тив­ные навы­ки. За годы учё­бы ребё­нок-музы­кант позна­ко­мит­ся с галант­ным и дру­же­ствен­ным Моцар­том, ерши­стым и атле­тич­ным Про­ко­фье­вым, умуд­рён­ным и фило­со­фич­ным Бахом и дру­ги­ми очень раз­ны­ми музы­каль­ны­ми пер­со­на­ми. Играя, ему при­дёт­ся в них пере­во­пло­тить­ся и доне­сти до пуб­ли­ки их харак­тер, мане­ру чув­ство­вать, голос и жесты. Теперь оста­ёт­ся один шаг до талан­та биз­не­сме­на, для кото­ро­го едва ли не глав­ное – нахо­дить общий язык с людьми.

7. Музы­кан­ты мяг­ко­сер­деч­ны и одно­вре­мен­но муже­ствен­ны. Как утвер­жда­ют пси­хо­ло­ги, музы­кан­ты-муж­чи­ны чув­ствен­ны, как дамы, а музы­кан­ты-жен­щи­ны стой­ки и твер­ды духом, как муж­чи­ны. Музы­ка смяг­ча­ет нра­вы, но, что­бы в ней пре­успеть, надо быть мужественным.

8. Заня­тия музы­кой при­уча­ют «вклю­чать­ся по коман­де». Музы­кан­ты мень­ше боят­ся страш­но­го сло­ва deadline – срок сда­чи рабо­ты. В музы­каль­ной шко­ле нель­зя пере­не­сти на зав­тра или на неде­лю впе­рёд зачёт по гам­мам и класс­ный кон­церт. Поло­же­ние арти­ста на сцене при­уча­ет к мак­си­маль­ной готов­но­сти «по зака­зу», и ребё­нок с таким опы­том не зава­лит серьёз­ный экза­мен, интер­вью при при­ё­ме на рабо­ту и ответ­ствен­ный доклад. Музы­каль­ные заня­тия в дет­стве – это мак­си­маль­ная выдерж­ка и арти­стизм на всю жизнь.

9. Музы­каль­ные заня­тия вос­пи­ты­ва­ют малень­ких «цеза­рей», уме­ю­щих делать мно­го дел сра­зу. Музы­ка помо­га­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся в несколь­ких одно­вре­мен­ных про­цес­сах: так, чита­ю­щий с листа пиа­нист, сра­зу дела­ет несколь­ко дел – пом­нит о про­шлом, смот­рит в буду­щее и кон­тро­ли­ру­ет насто­я­щее. Музы­ка течёт в сво­ём тем­пе, и чита­ю­щий с листа не может пре­рвать­ся, отдох­нуть и пере­ве­сти дух. Музы­ка при­уча­ет мыс­лить и жить в несколь­ких направ­ле­ни­ях. Ребён­ку-музы­кан­ту будет лег­че бежать по несколь­ким жиз­нен­ным дорож­кам и вез­де при­хо­дить первым.

10. Музы­ка – луч­ший путь к жиз­нен­но­му успе­ху. Поче­му? См. пунк­ты 1–9. Немуд­ре­но, что музы­каль­ным про­шлым отме­че­ны мно­гие зна­ме­ни­то­сти. Посмот­ри­те на успеш­ных людей в любой обла­сти, спро­си­те, не зани­ма­лись ли они в дет­стве музы­кой, хотя бы даже и недол­го, хотя бы даже и без осо­бо­го рве­ния? Конеч­но, зани­ма­лись. И у нас есть 10 при­чин после­до­вать их вдох­нов­ля­ю­ще­му примеру.

Автор: Дина Кон­стан­ти­нов­на КИРНАРСКАЯ — музы­ко­вед, про­рек­тор Рос­сий­ской ака­де­мии музы­ки им. Гне­си­ных, музы­каль­ный пси­хо­лог, про­фес­сор, док­тор искус­ство­ве­де­ния, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук; осно­ва­тель и науч­ный руко­во­ди­тель про­дю­сер­ско­го факуль­те­та РАМ им. Гне­си­ных (Рос­сия), пре­зи­дент АНО «Талан­ты-XXI век».

Источ­ник

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.