Долгопрудненский театр «Город» стал лауреатом Гран-при областного театрального фестиваля

0
1287

6 ноября 2015 года в Долгопрудном завершился IX областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень». Главный приз - Гран-при - достался спектаклю городского муниципального театра «Город» «Дайджест о любви» в постановке художественного руководителя и главного режиссера театра Юрия Соловьева.

Главной темой спектаклей-участников театрального фестиваля «Долгопрудненская осень» стала любовь.

Добро вышло на сцену

Самое долгожданное ежегодное событие театральной жизни Подмосковья традиционно не обошлось без приятных сюрпризов. Девятый по счету фестиваль, традиционно проходящий на сцене долгопрудненского театра «Город», удивил насыщенной программой и собрал рекордное на данный момент количество участников – 22 театра представили на фестивальных подмостках свои самые яркие, самые пронзительные и самые драматургически выдержанные постановки.

Пошли по миру

Ежегодно «Долгопрудненская осень» объединяет лучшие театры Подмосковья и дает возможность труппам продемонстрировать достижения, поделиться опытом, а зрителям – поучаствовать в театральной жизни Подмосковья и насладиться шедеврами областной сцены. С каждым годом фестиваль становится все более популярным и выходит на новые уровни. Если пару лет назад «Долгопрудненскую осень» потрясли многочисленные просьбы коллективов из других регионов принять их хотя бы вне конкурса, то в этом году фестиваль сделал еще один шаг вперед. Как пояснил специальный гость и международный партнер «Долгопрудненской осени, генеральный продюсер и директор оргкомитета Фестиваля лучших детских театров Европы «В гостях у сказки» Михаэль Сутовский, программа фестиваля действительно впечатляет своими масштабами и заслуживает того, чтобы мероприятие расширило свои рамки. По словам Михаэля Сутовского, проживающего в Израиле, он получил замечательную возможность посмотреть на долгопрудненский фестиваль глазами и зрителя, и продюсера, и отметить для себя довольно широкий ряд весьма удачных постановок – причем, как в сценическом плане, так и в экономически окупаемом. Продюсер признался, что его участие в «Долгопрудненской осени» не формальное, даже наоборот – он готов способствовать выхожу фестиваля «Долгопрудненская осень» на новый международный уровень.

Естественный отбор

Директор театра «Город» Жаннета Арутюнян – хозяйка фестиваля, - рассказала, что еще никогда афиша мероприятия не была столь насыщенной и разноплановой. По ее словам, когда девять лет назад фестиваль находится в стадии задумки, организаторов волновал главный вопрос – удастся ли собрать достаточное количество театров для участия. Сегодня же заявки на «Долгопрудненскую осень» начинают подавать за год – так, ровно года назад на момент закрытия «Долгопрудненской осени – 2014» на руках у Жаннеты Арутюнян уже было три заявки на нынешний год. Главный режиссер театра «Город» Юрий Соловьев признался, что в нынешнем году пришлось проводить жесткий как никогда отбор – иначе долгопрудненская сцена не смогла бы вместить всех желающих. В процессе конкурсного отбора приходится отсеивать буквально каждый второй коллектив, и все равно накануне открытия фестиваля выяснилось, что участников слишком много для недельной программы. Тогда организаторы «Долгопрудненской осени» решились на рискованный и отчасти авантюрный ход – в программу фестиваля включили ночные показы. Каждую ночь фестивальной недели на сцене «Города» шли спектакли. Юрий Соловьев говорит, что сперва были опасения, не останется ли зал пустым, но зрители шли, и даже на спектаклях, начинающихся в 0.30, зал оказывался полным более чем наполовину. В следующем году ночные показы планируется продолжить, ведь они дают возможность не только принять больше гостей на сцене, но и дарят шанс зрителям, работающим допоздна, хотя бы под покровом ночи прикоснуться к прекрасному.

Приз за отвагу

Разноплановость афиши нашла свое отражение не только в количестве спектаклей, но и в жанровом наполнении. За неделю были представлены все мыслимые и немыслимые постановки – от классических трагедий и комедий, до мелодрам и мистических детективов. Максимально насыщенной оказалась программа детских спектаклей – кстати, именно постановка «Муха Цокотуха» Московского областного государственного театра кукол удостоилась специального приза жюри.

- «Долгопруднеская осень» занимает совершенно особенное место среди подобных мероприятий, -говорит Галина Степанова, известный театральный критик, уже на протяжении нескольких лет участвующая в жюри фестиваля. – В этом году нас в очередной раз приятно поразили постановки, выбранные участниками для показа. Например, решение привезти на региональный фестиваль столь простой, на первый взгляд, спектакль, исключающий использование всяческих новомодных приемов и нестандартных решений, как «Муха Цокотуха» показалось очень необычным и смелым, заслуживающим того, чтобы его отметили.

И действительно, очень казалось бы, камерная, «Цокотуха» очень гармонично вписалась в программу и, что самое главное, вызвала неподдельный интерес как у детей, так и у взрослых.

Притча в новом смысле

Награду за одну из лучших мужских ролей второго плана – «Печать Каина» получил Королевский драматическийо театр – один из сильнейших в области, по признанию Юрия Соловьева. Идея постановки, отталкивающейся от библейской истории о братьях Каине и Авеле, в видении режиссера Андрея Крючкова приобретает иной смысл, нежели в библейской притче и ставит зрителя перед философским вопросом – может ли зло в определенных обстоятельствах быть добром. На этот вопрос пытается ответить осужденный за убийство родного брата Авеля доктор Каин, мечущийся в поисках истины меж тюремных стен. Исполнителю роли тюремного надсмотрщика, перевоплощающегося в Дьявола, Николаю Ларину жюри фестиваля присудило приз за лучшую вторую роль.

Вторая лучшая мужская роль второго плана присуждена артисту дмитровского театра «Большоге гнездо» - прошлогоднего лауреата фестиваля – Тимофею Розуменко за Желтухина в спектакле «Касатка». Актер уже четвертый год подряд удостаивается награды в данной номинации.

Награды нашли героев

При распределении призов члены жюри отмечали, что все конкурсанты нынешнего года столь хороши, что хочется наградить всех, но так как это невозможно, то они решили попытаться охватить своим вниманием как можно больше участников и сделали сразу по два приза за лучшую мужскую и лучшую женскую роли второго плана. Так, наградами за лучшие роли второго плана были отмечены актриса Сергиево-Посадского драматического театра-студии «Театральный ковчег» Марина Петухова, сыгравшая бабку Елизавету Макаровну в спектакле «Яблочный спас. На обочине» и Мария Вавилонская – исполнительница роли Варвары Ивановны Долговой в «Касатке» дмитровского театра «Большое гнездо».

Наградами за лучшую женскую и лучшую мужскую роли были отмечены Сергей Меньшов, исполнитель роли Казановы в постановке «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» Королевского театра юного зрителя; и Ольга Дмитриева, сыгравшая главную роль в спектакле «Пришел мужчина к женщине» лобненского театра «Камерная сцена».

Гран-при остался дома

Главное событие фестиваля – выбор лауреата не оставил равнодушным ни одного зрителя. Гран-при получила долгопрудненская постановка под необычным названием «Digest о любви» режиссера Юрия Соловьева. Спектакль анонсируется как литературный триптих, а в основе его лежат поиски новых форм, нового сценического воплощения режиссерской мысли. «Дайджест» представляет собой удивительно гармоничное слияние трех произведений русских классиков – «Как жена мужа в Париж провожала» Василия Шукшина, ранний «Грешник из Толедо» Чехова и «Чистый понедельник» Бунина. Все три связующих держатся на невидимой нити шекспировской мысли о необходимости любви. Юрий Соловьев сумел по максимуму реализовать свои задумки, и жюри это оценило. Получая приз победителя, главный режиссер театра Юрий Соловьев со слезами на глазах благодарил зрителей – за принятие его многогранной работы. Бывший педагог Юрия – также член жюри фестиваля «Долгопрудненская осень», заслуженный деятель РФ Лев Титов поздравил ученика, отметив, что ему не стыдно за взращенный им талант.

Кстати, отдельная конкурсная программа была введена в нынешнем году и среди участников, вышедших вне конкурса – любительских театров, и театров Москвы. Как отметили организаторы, «внеконкурсников» оказалось так много, что просто не получилось обойти их отдельным вниманием. Первое место здесь занял спектакль «Чайка» театрального центра «Амфитреон», второе – «Юбилей» театральной лаборатории под руководством Александра Каца и третье – постановка «Не покидай меня» долгопрудненского любительского театра «Конфетти».

Театр в роли созидателя

В целом в ходе фестиваля наметились несколько трендов. В первую очередь, преобладание постановок по произведениям Антона Чехова свидетельствует не столько о том, что подмосковные театры отработали юбилейный год писателя, сколько о том, что в театральной среде популярен возврат к классике – всегда беспроигрышному и значимому для зрителя материалу. Кроме того, все спектакли, прошедшими в программе «Долгопрудненской осени 2015» несли в себе созидательный смысл и гуманистические идеи. Что, безусловно, говорит о том, что театр отходит от популярной некогда чернухи и с удовольствием возвращает себе функции нести в мир добро, издавна характеризовавшие русские подмостки.

- Фестиваль «Долгопрудненская осень» наиболее полно отражает картину театральной жизни Московской области, считает Ольга Сенаторова, член жюри фестиваля, театральный критик и аналитик театра, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп». – Каждый год мы с нетерпением ждем встречи с подмосковными театрами. Благодаря этому фестивалю, его безупречной организации, можно наблюдать за развитием театрального искусства в Московской области. «Долгопрудненская осень» развивает и привлекает все новые коллективы. О высочайшем уровне подмосковного театра свидетельсвует, в первую очередь то, что с каждым годом выбрать лауреата становится все труднее. Ведь выбрать лучшее из лучшего всегда очень тяжело. Поздравляю коллектив театра «Город» с заслуженной победой!

* * *

Московский областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень» традиционно проводится в ноябре в Долгопрудном, начиная с 2007 года и под эгидой Министерства культуры Московской области, администрации города Долгопрудный и муниципального городского театра «Город». В рамках фестиваля на сцене Долгопрудненского театра «Город» в этом году зрители увидели более 20-ти лучших спектаклей театральных коллективов Московской области и Москвы.

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

Предыдущая статьяВ мытищинском театре «ФЭСТ» показали моноспектакль «СашБаш. Вечный Пост»
Следующая статьяВышел официальный трейлер отечественного кинофильма «28 панфиловцев»