Отменив устаревшую концепцию оригинальности или западный миф об индивидуальном гении, можно рассмотреть копирование как один из не менее валидных способов производства контента. Софья Шпурова выстраивает функцию копипаста в свою художественную практику, создавая серию живописных клонов и экзистенциальных двойников. Подход «вырезать и вставить» позволяет быстро выхватывать образы действительности, умерщвляя контекст и компилируя их в персональную сеть роящихся кросс ссылок. Художница использует автопортрет как отпечаток чувственной жизни, в точности, если бы стали популярны селфи души или диагностика ауры в метафорических сюжетах.
Софья Шпурова. 2022. Лён, масло, 160х143 см
Во многом работа над проектом формировалась через опыт воплощенного познания. Среда и наполняющие ее объекты стали соавторами и навигировали движение из точки А в точку Б, аккуратно подсказывая или сталкиваясь с нами, взаимодействуя с разумом посредствам телесного опыта и физического соприсутствия.
В проекте «Раненые глазки» живопись инсталлирована в текстуру тканей как один из слоев psycho space, интимного психологического пространства художницы, не стремящегося понравится, однако, приглашающего зайти и провести в нем время. Полотна, оплетающие комнату, создают ощущение живой ткани живописи, мутировавшей до размера галереи и впрядающей в свой покров холсты как одну из прослоек, схожую по материальности и происхождению.
Инсталляция из текстур похожа на панцирь членистоногого или процесс перебинтования болезненной ранки, заботясь и охраняя интимное пространство художницы. Для практики Софьи характерен принцип автоматического письма, основанный на интуитивном выборе образов, а также посредством археологии персональной памяти. Слоистая, сочетающая на своей поверхности различные текстуры и нестандартные техники масляная живопись непрерывно трансформируется, иногда исключая возможность завершения. Процесс создания работы становится основным результатом производства художника, где живописные слои автономно и неустанно сменяются, перекрывая друг друга, что делает картину призраком или тенью самой себя.
Дарья ЯРЦЕВА