Галина БОСАЯ: «В первую очередь, я музыкант, человек, воспевающий жизнь при помощи звуков»

918

16 нояб­ря в тра­пез­ной Зала цер­ков­ных собо­ров Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля состо­ял­ся круг­лый стол, посвя­щён­ный выхо­ду аль­бо­ма «ХII Свя­щен­ных Псал­мов». В бесе­де при­ни­ма­ли уча­стие музы­кан­ты, куль­ту­ро­ло­ги и жур­на­ли­сты, кото­рым ока­за­лась близ­ка тема син­те­за духов­ной лири­ки и совре­мен­ной музы­ки. В дис­кус­сии при­ня­ли уча­стие лидер груп­пы “Кали­нов мост” Дмит­рий Ревя­кин , музы­кант и жур­на­лист Алек­сандр Лип­ниц­кий, теле- и радио­ве­ду­щая Тут­та Лар­сен, ком­по­зи­тор и иссле­до­ва­тель кор­не­вой музы­ки Сер­гей Ста­ро­стин, лидер груп­пы “Ихтис” Адри­ан Гусей­нов, музы­каль­ный обо­зре­ва­тель газе­ты “Ком­мер­сантъ” Борис Бара­ба­нов, участ­ник теле­ви­зи­он­но­го шоу “Голос” иеро­мо­нах Фотий, певи­ца и автор про­ек­та «XII Свя­щен­ных Псал­мов» Гали­на Босая. Пре­зен­та­ция аль­бо­ма состо­ит­ся 26 нояб­ря в Зале цер­ков­ных собо­ров. Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию самые инте­рес­ные фраг­мен­ты беседы.

1image5

Гали­на Босая:
— Сего­дня мож­но отчет­ли­во про­сле­дить как на музы­каль­ных кана­лах, в теле­пе­ре­да­чах про­цве­та­ет вестер­ни­за­ция. На этом фоне мне захо­те­лось создать что-то духов­ное. Я про­фес­си­о­наль­ный музы­кант, полу­чи­ла дири­жер­ско-хоро­вое, вокаль­ное обра­зо­ва­ние, крас­ный диплом. В годы обу­че­ния пела в цер­ков­ном хоре «Бла­го­вест», у меня даже была меч­та стать реген­том. Аль­бом «XII свя­щен­ных псал­мов» создан в сти­ле «нео­клас­си­цизм», это син­тез клас­си­ки и совре­мен­ных музы­каль­ных направ­ле­ний. Все оркест­ро­вые, вокаль­ные, хоро­вые, инстру­мен­таль­ные пар­тии запи­са­ны так, что­бы они лег­ко ложи­лись на слух, так как клас­си­ка в чистом виде доста­точ­но слож­но вос­при­ни­ма­ет­ся непод­го­тов­лен­ным слу­ша­те­лем. Мной были выбра­ны те псал­мы, кото­рые созвуч­ны моей душе, а из суще­ству­ю­щих пере­во­дов на совре­мен­ный рус­ский язык я ото­бра­ла вари­ан­ты из гре­че­ско­го пере­во­да Биб­лии (Сеп­ту­а­гин­ты), посколь­ку дан­ная вер­сия пере­во­да фоне­ти­че­ски луч­ше ложит­ся на мело­дию. Могу, напри­мер, рас­ска­зать о том, как появи­лось музы­каль­ное вопло­ще­ние «Псал­ма №90» — «Живу­щий под кро­вом Все­выш­не­го!». Мело­дия при­шла ко мне в 4 часа утра, во сне. Пом­ню сра­зу просну­лась, побе­жа­ла к ноут­бу­ку, откры­ла музыкль­ный редак­тор и зафик­си­ро­ва­ла то, что услы­ша­ла, и далее рабо­та над «Псал­мом 90» заня­ла две неде­ли. Поз­же я узна­ла, что его нико­гда не пере­кла­ды­ва­ли на музы­ку. Затем появи­лись псал­мы: 25 и 23, их я пред­ста­ви­ла зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щей сту­дии совре­мен­ных искусств Magic Voice, кото­рая зани­ма­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­ны­ми про­ек­та­ми. Они пове­ри­ли в наш мате­ри­ал, и в тече­ние двух лет рабо­та велась в этой сту­дии на бла­го­тво­ри­тель­ной осно­ве. Там мы запи­сы­ва­ли весь аль с Пат­ри­ар­шим хором Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля под управ­ле­ни­ем Ильи Тол­ка­че­ва, Пер­вым Сим­фо­ни­че­ским Оркест­ром под управ­ле­ни­ем Сер­гея Желуд­ко­ва (пса­лом 23,25), с незва­ви­си­мой груп­пой Bosaya. Осталь­ная рабо­та с молит­вен­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми велась в Гер­ма­нии — с немец­ким струн­ным оркест­ром под управ­ле­ни­ем Лорен­ца Бла­у­ме­ра, он же испол­ня­ет соло скрип­ки на сту­дии у Доми­ни­ка Шафе­ра, с кото­рым мы уже запи­са­ли мой соль­ный аль­бом «BOSAYA». Мы мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли, напри­мер, запи­сы­вая пса­лом 25, II ч, мы бра­ли фужер из тон­ко­го стек­ла, напол­ня­ли его водой, дости­гая нуж­ной тональ­но­сти, сма­чи­ва­ли паль­цы и води­ли по краю, доби­ва­ясь чисто­го небес­но­го зву­ча­ния. Так как я болез­нен­но при­дир­чи­во отно­шусь к зву­ку, све­де­ние аль­бо­ма так­же осу­ществ­ля­лось в Германии.

Алек­сандр Лип­ниц­кий:
— Сама идея про­ек­та Гали­ны Босой меня очень увлек­ла. Я с нетер­пе­ни­ем жду кон­церт­ной пре­мье­ры аль­бо­ма. Для меня это глав­ное собы­тие осен­не­го сезо­на. Я сей­час дочи­ты­ваю зна­ме­ни­тые днев­ни­ки про­то­и­е­рея Алек­сандра Шме­ма­на, кото­рый всю жизнь про­ра­бо­тал в рус­ской церк­ви в Аме­ри­ке. Глав­ный пафос и глав­ное сыс­ка­ние этой кни­ги состо­ит в том, что совре­мен­ная ему пра­во­слав­ная цер­ковь (это 1960‑е — 70‑е годы) не мог­ла най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния с моло­деж­ной куль­ту­рой. Галин про­ект для меня — это одна из тех тро­по­чек, кото­рые могут вести к серд­цам моло­дых слу­ша­те­лей. Это один из путей сбли­же­ния новых людей XXI века и орто­док­саль­ной свя­щен­ной истории .

Гали­на Босая:
— Спа­си­бо, я тогда чуть подроб­нее рас­ска­жу о кон­цер­те. Кон­церт состо­ит­ся 26 нояб­ря в Зале Цер­ков­ных Собо­ров, сбор гостей в 19:00 нача­ло стро­го в 20–00. В про­грам­ме участ­ву­ет Пат­ри­ар­ший хор Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля под управ­ле­ни­ем Ильи Тол­ка­че­ва, сим­фо­ни­че­ский оркестр «Гло­ба­лис», дири­жер Антон Шабу­ров и неза­ви­си­мая груп­па Bosaya. Все это будет под­креп­ле­но видео­ин­стал­ля­ци­ей. Ее сюжет — исто­рия Бога от сотво­ре­ния мира, вели­чие чело­ве­ка, его паде­ние, позна­ние низ­ших и выс­ших сто­рон меж­ду свет­лым и тем­ным, где выс­шая сто­ро­на — это и есть Бог.

1image4

Тут­та Лар­сен:
— У меня двой­ствен­ное впе­чат­ле­ние от аль­бо­ма Гали­ны Босой. С одной сто­ро­ны, у Гали фан­та­сти­че­ский голос, огром­ные вокаль­ные воз­мож­но­сти. Да, навер­ное, есть смысл обра­щать вни­ма­ние совре­мен­но­го чело­ве­ка на духов­ные тек­сты и таким обра­зом тоже. С дру­гой сто­ро­ны, мне немно­го непо­нят­на целе­вая ауди­то­рия это­го про­ек­та. Для моло­де­жи, как мне кажет­ся, это очень замыс­ло­ва­то. Виваль­ди или Моцарт могут ока­зать­ся понят­нее для непод­го­тов­лен­но­го слу­ша­те­ля. Как чело­век с музы­каль­ным вку­сом, я слу­шаю этот аль­бом и, изви­ни­те, бал­дею, а как чело­век пра­во­слав­ный, я не пони­маю, то ли меня это сму­ща­ет, то ли это все же нечто пра­виль­ное. Галя, вы вна­ча­ле ска­за­ли, что это аль­бом для вас — спо­соб борь­бы с вестер­ни­за­ци­ей. Не мог­ли бы вы объ­яс­нить, что име­ет­ся в виду? Вооб­ще, мне было бы инте­рес­нее узнать, что это лич­но для вас. Бра­ли ли вы бла­го­сло­ве­ние на этот про­ект у сво­е­го духовника?

Гали­на Босая:
— Я полу­чи­ла Бла­го­сло­ве­ние от Мит­ро­по­ли­та Илла­ри­о­на. Мы пять меся­цев жда­ли одоб­ре­ния это­го про­ек­та Пат­ри­ар­шим сове­том по куль­ту­ре. Так сло­жи­лось, что в дан­ный момент моей жиз­ни моя глав­ная цель — доне­сти идеи теи­сти­че­ско­го гума­низ­ма в массы.

Тут­та Лар­сен:
— А зачем? Зачем это вам? В какой пери­од вашей жиз­ни эта искра загорелась?

Гали­на Босая:
— Этот пери­од про­ис­хо­дит пря­мо сей­час. Все, что свя­за­но с доб­ром, со све­том в жиз­ни, это и есть Бог. От про­де­лан­ной рабо­ты со свя­щен­ным псал­ма­ми я полу­чи­ла огром­ное удо­воль­ствие. И ста­ла взрослее.

Тут­та Лар­сен:
— Я задаю этот вопрос пото­му, что мое жур­на­лист­ское про­шлое и моя нынеш­няя воцер­ко­в­лен­ная жизнь нахо­дят­ся в анти­те­зе. Осо­бен­но для посто­рон­них. Одна­жды мы при­шли на комис­сию по часто­там с про­ек­том радио «Вера», и один из чле­нов комис­сии ска­зал: «Я все пони­маю, у вас семей­ная радио­стан­ция, но при чем здесь Тут­та Лар­сен?». При­хо­дит­ся дока­зы­вать, что ты раз­но­сто­рон­ний чело­век. Поэто­му мне очень инте­ре­сен галин опыт, что ее дви­га­ет в этом вопросе?

Гали­на Босая:
— В первую оче­редь, я музы­кант, чело­век, вос­пе­ва­ю­щий жизнь при помо­щи зву­ков. В этом про­ек­те для меня на пер­вом месте содер­жа­ние, а фор­ма — это след­ствие. Каж­дый, кто при­хо­дит на кон­церт, уже ста­но­вит­ся луч­ше, пря­мо в этот момент. Хоро­шо бы, что­бы чело­век при­шел домой с кон­цер­та и открыл Псал­тирь. Или вспом­нил, что кому-то он сде­лал что-то не очень хоро­шее, позво­нил и попро­сил про­ще­ния, стал бли­же к род­ным, более вни­ма­тель­ным к люби­мым и близ­ким. Вспом­нил, что такое насто­я­щая любовь. В моем фор­ма­те, как музы­кан­та, это мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность. Глав­ное в молит­вен­ных пес­но­пе­ни­ях — сло­во. А мело­ди­че­ские изли­ше­ства отвле­ка­ют от главного.

Иеро­мо­нах Фотий:
— Я послу­шал аль­бом Гали­ны Босой и могу ска­зать, что мне было инте­рес­но. Я вооб­ще люб­лю раз­ные музы­каль­ные экс­пе­ри­мен­ты. Тем более инте­рес­но, если это свя­за­но с рели­ги­оз­ным мате­ри­а­лом. Музы­ка здесь очень инте­рес­ная. Ком­по­зи­тор, кото­рый ее сочи­нял, судя по все­му, доста­точ­но опыт­ный и в то же вре­мя любя­щий экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Что каса­ет­ся вокаль­ной части, то здесь есть неко­то­рые заме­ча­ния, какие-то мину­сы. Но в целом кар­тин­ка доволь­но приятная.

Борис Бара­ба­нов:
— Ува­жа­е­мый Фотий, мы сре­ди про­че­го здесь гово­рим о том, как духов­ная музы­ка и свя­щен­ные тек­сты могут суще­ство­вать в свет­ском кон­тек­сте, как сего­дня вза­и­мо­дей­ству­ют тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния о духов­но­сти, вере и реа­лии наше­го вре­ме­ни, такие, как теле­ви­де­ние, напри­мер. Пра­виль­но ли я пони­маю, что ваше уча­стие в шоу «Голос» не все­ми вашим при­хо­жа­на­ми и ваши­ми сорат­ни­ка­ми вос­при­ня­ты однозначно?

Иеро­мо­нах Фотий:
— Я ста­ра­юсь оста­вать­ся вне вли­я­ния каких-то кри­ти­ка­нов. Я хочу, что­бы мое ощу­ще­ние на сцене не было ничем замут­не­но. Я чет­ко знал, зачем я иду на этот про­ект, знал свою цель. Я ста­ра­юсь не под­да­вать­ся на про­во­ка­ции со сто­ро­ны тех, кому не по душе мой выход на пуб­ли­ку. Я ведь не ушел из церк­ви. Я оста­юсь в мона­сты­ре, могу так же молить­ся. Я нисколь­ко не жалею о том, что пошел на “Голос”, я вижу в этом бла­гую мис­сию. Она не про­яв­ля­ет­ся в вер­баль­ном смыс­ле, я не про­па­ган­ди­рую откры­то пра­во­сла­вие, но может быть, все еще впе­ре­ди. Мое появ­ле­ние в свет­ском шоу еще даст свои плоды.

1image8

Сер­гей Ста­ро­стин:
— Я толь­ко что вер­нул­ся из Виль­ню­са, где про­хо­дил фести­валь рус­ской музы­ки. Участ­во­ва­ли восемь рос­сий­ских фоль­кор­ных кол­лек­ти­вов. Лит­ва в наших СМИ пода­ет­ся сей­час, как оппо­зи­ци­он­ный по отно­ше­нию к нам реги­он. Тем не менее, три мест­ных теле­ви­зи­он­ных кана­ла при­сут­ство­ва­ли на рус­ском фести­ва­ле в Виль­ню­се, был мэр горо­да. Я это к чему гово­рю, если один из посы­лов про­ек­та Гали­ны — демо­ни­за­ция Запа­да, про­ти­во­сто­я­ние запад­ной куль­ту­ре, это, с одной сто­ро­ны, хоро­шо, а с дру­гой — сло­во в этом аль­бо­ме почти ушло на вто­рой план. Попыт­ка его про­явить есть, чита­ет­ся. Но музы­каль­ный под­ход очень эклек­тич­ный. Здесь стал­ки­ва­ет­ся несколь­ко сти­хий, мож­но услы­шать и романс, и клас­си­че­скую опе­ру, и нью-эйдж. От смыс­ла тек­стов это как раз уво­дит. Может быть, это мож­но спи­сать на моло­дость Гали­ны. Может быть, прой­дет пять лет, и вам захо­чет­ся пере­пи­сать эту исто­рию совер­шен­но по-дру­го­му. Но заме­ча­тель­но уже то, что вы в прин­ци­пе обра­ща­е­тесь к этой теме. Я вот ско­ро буду отме­чать 60-летие и при этом не счи­таю себя в силах и в пра­ве рас­петь псал­мы. А у вас есть эта сме­лость, и это хоро­шо. Дей­стви­тель­но серьез­ный вопрос: кто это будет слу­шать? Если у вас есть уже сфор­ми­ро­ван­ная своя ауди­то­рия, смо­жет ли она с таким же энту­зи­аз­мом отре­а­ги­ро­вать на эту рабо­ту? Како­вы долж­ны быть залы? Како­ва долж­на быть рекла­ма? 95% наше­го насе­ле­ния, я думаю, вооб­ще не име­ют поня­тия об этих текстах. Это очень ответ­ствен­ная исто­рия. А с дру­гой сто­ро­ны, кто не рис­ку­ет… У нас ведь было мно­го попы­ток как-то при­бли­зить моло­дежь в том чис­ле к свя­щен­ным тек­стам. Есть, напри­мер, несколь­ко групп, кото­рые испол­ня­ют пра­во­слав­ный рэп. Опять же, есть груп­па «Ихтис». Навер­ное, нуж­но исполь­зо­вать все способы…

Гали­на Босая:
— Что каса­ет­ся кон­так­та с ауди­то­ри­ей, мы не боим­ся гастро­лей и гото­вы ездить в любом соста­ве, как по круп­ным горо­дам, так и по реги­о­нам. С нами будет гастро­ли­ро­вать Пат­ри­ар­ший Хор Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля под управ­ле­ни­ем Ильи Тол­ка­че­ва, и нас под­дер­жи­ва­ет Мини­стер­ство Культуры.

1image3

Дмит­рий Ревя­кин:
— Из исто­рии обра­ще­ния наших извест­ных ком­по­зи­то­ров к духов­ной музы­ке я знаю, что они с небы­ва­лым сер­деч­ным тре­пе­том при­сту­па­ли к это­му, при­чем, в доста­точ­но серьез­ном воз­расте. Слу­чай с Гали­ной в этом смыс­ле меня оше­лом­ля­ет, я даже не могу в себя прий­ти. Я читаю пись­ма Рах­ма­ни­но­ва, Карет­ни­ко­ва, Мар­ты­но­ва о духов­ной музы­ке, и тут в друг — раз! Вче­ра пела панк, а сего­дня уже псал­мы, два года в Гер­ма­нии… И мини­стер­ство куль­ту­ры под­дер­жи­ва­ет, и опре­де­лен­ное кры­ло Пат­ри­ар­хии. Это уди­ви­тель­но, но это и насто­ра­жи­ва­ет. Те фраг­мен­ты аль­бо­ма, кото­рые мне уда­лось послу­шать, меня не впе­чат­ли­ли. Пра­виль­но ска­зал Сер­гей: сло­ва вооб­ще не слыш­но. Слыш­ны какие-то псев­до­изыс­ки. Что каса­ет­ся гар­мо­ни­за­ции духов­ной лири­ки — это вооб­ще самый слож­ный вопрос. Мне кажет­ся, толь­ко девуш­ка мог­ла пой­ти на это. Муж­чи­на не решил­ся бы в таком воз­расте. Я думаю, что это какая-то PR-кам­па­ния, и Гали­на Босая выбра­на ее лицом.

Алек­сандр Лип­ниц­кий:
— А я вот как раз вспом­нил о том, что про­вел несколь­ко лет в одном ансам­бле с чело­ве­ком, кото­рый у нас оли­це­тво­ря­ет пере­рож­де­ние роке­ра в исто­во­го пра­во­слав­но­го. Это Петр Мамо­нов. Фильм «Ост­ров» про­из­вел про­сто пере­во­рот. Уже упо­мя­ну­тые мною Алек­сандр Шме­ман пишет о том, что все, что свя­за­но с пра­во­сл­ва­ви­ем, у нас при­ня­то вос­при­ни­мать очень тра­гич­но, очень прон­зи­тель­но и мучи­тель­но. Когда Мамо­нов или Башла­чев пыта­лись писать пес­ни, свя­зан­ные со сво­им дви­же­ни­ем к Богу, у них это все­гда выхо­ди­ло имен­но что очень дра­ма­тич­но. Шме­ман утвер­жда­ет, что это непра­виль­но, что рели­гия и дви­же­ние к Богу — это чистая радость, и она долж­на быть бес­при­мес­ной, она не долж­на быть тра­гич­ной. Вся исто­рия пра­во­сла­вия XX века — это дис­кус­сия о том, как нуж­но идти к богу, про­сто, лег­ко и радост­но или обя­за­тель­но заго­няя себя в дра­ма­ти­че­ские ситу­а­ции, зна­ко­мые нам по био­гра­фи­ям мно­гих рок-арти­стов. А вот дру­гой вопрос к Галине, кото­рый пока не про­зву­чал. До тебя к Богу при­хо­ди­ли мно­гие рок-музы­кан­ты, у неко­то­рых это выхо­ди­ло заме­ча­тель­но, доста­точ­но вспом­нить Боба Дила­на или Боба Мар­ли. Но луч­ше все­го в про­цес­се это­го поис­ка они чув­ство­ва­ли себя в при­выч­ной ситу­а­ции кон­цер­та — на сцене перед тол­пой. Не каза­лось ли тебе, что про­ще петь пес­ни на эти темы в при­выч­ном для себя жанре?

Гали­на Босая:
— Во-пер­вых, я хочу ска­зать, что ника­кая это не PR-акция! (сме­ет­ся)

Тут­та Лар­сен:
— Дмит­рий, а уточ­ни­те пожа­луй­ста, PR чего? PR лич­но Гали? Или PR православия?

Дмит­рий Ревя­кин:
— Совер­шен­но вер­но. Попыт­ка осо­вре­ме­нить ситуацию.

Тут­та Лар­сен:
— А это плохо?

Дмит­рий Ревя­кин:
— Конеч­но. Зачем?

Тут­та Лар­сен:
— То есть, доб­ру не нужен PR?

Дмит­рий Ревякин:
— Како­му доб­ру? Давай­те сде­ла­ем кон­церт груп­пы «Али­са» в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля, тоже осо­вре­ме­ним как бы пра­во­сла­вие. Или кон­церт нашей груп­пы «Кали­нов мост».

Тут­та Лар­сен:
— Я, кста­ти, не уве­ре­на, что это невозможно.

Дмит­рий Ревя­кин:
— Я про­сто хотел отве­тить Алек­сан­дру насчет радост­но­го пути к богу.

Алек­сандр Лип­ниц­кий:
— Про­чти эту книгу.

Дмит­рий Ревя­кин:
— Да не соби­ра­юсь я ее читать. Есть очень мно­го книг, кото­рые не надо читать.

Гали­на Босая:
— Нуж­но отме­тить, что Зал Цер­ков­ных Собо­ров — это свет­ское учре­жде­ние, здесь люди высту­па­ют на сцене, дают кон­цер­ты, это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к бого­слу­же­нию, пожа­луй­ста не надо путать! Что каса­ет­ся мое­го инте­ре­са в этой исто­рии. Я хочу понять саму себя, кто я есть. Это моя жизнь, моя исто­рия. Я, как любой артист, хочу быть услышанной.

Тут­та Лар­сен:
— Я бла­го­дар­на Дмит­рию Ревя­ки­ну, он под­ска­зал мне тему для про­грам­мы «Свет­лый вечер» на радио «Вера — PR добра». Так ведь и мис­си­о­нер­ство мож­но назвать. Обя­за­тель­но пого­во­рю об этом в эфи­ре с каким-нибудь про­то­и­е­ре­ем. Мне кажет­ся, доб­ро име­ет пра­во на любые фор­мы, гру­бо гово­ря, продвижения.

Дмит­рий Ревя­кин:
— Давай­те до кит­ча не опускаться.

Алек­сандр Лип­ниц­кий:
— Я вер­нусь к сво­е­му вопро­су. Уже два чело­ве­ка за этим столрм ука­за­ли тебе на эклек­тич­ность мате­ри­а­ла. Ты не дума­ла о том, что в более тра­ди­ци­он­ной рит­мич­ной поп-музы­ке, кото­рой ты про­фес­си­о­наль­но зани­ма­ешь­ся, эти тек­сты суще­ство­ва­ли бы более орга­нич­но, доста­точ­но вспо­ми­нить аме­ри­кан­ские спиричуэлс?

Гали­на Босая:
— Мне нра­вит­ся рабо­тать в раз­ных музы­каль­ных направ­ле­ни­ях, да. Но в этом слу­чае я не хочу слиш­ком отхо­дить от тра­ди­ции. Если раз­ло­жить мой аль­бом на музы­каль­ные состав­ные части, мож­но заме­тить, что вокаль­ные, хоро­вые пар­тии совер­шен­но не про­ти­во­ре­чат пра­ви­лам духов­ной музы­ки. В годы обу­че­ния на дири­жер­ско-хоро­вом отде­ле­нии кол­ле­джа у нас был пред­мет «духов­ная музы­ка». Может быть, про­сто­та фор­мы наве­я­ла на Дмит­рия ощу­ще­ние лег­ко­мыс­лен­но­сти все­го про­ек­та. Но это не так, я не соби­ра­лась все упро­щать до пре­де­ла в уго­ду кому-то, я даже не пред­став­ляю, как это сделать.

Алек­сандр Лип­ниц­кий:
— Но таким обра­зом ты сужа­ешь свою аудиторию.

Гали­на Босая:
— Это ста­нет ясно толь­ко после кон­церт­ной презентации.

1image2

Адри­ан Гусей­нов:
— Гали­на, я очень пере­жи­ваю за вас. Вы мне бес­ко­неч­но сим­па­тич­ны. Я боюсь, что ваши про­дю­се­ры, кто бы они ни были, бро­сят вас сей­час на зако­ла­чи­ва­ние баб­ла и сло­ма­ют ваш уди­ви­тель­ный потен­ци­ал. Я послу­шал аль­бом, а так­же послу­шал все ваше хули­ган­ское твор­че­ство, кото­рое было до «Псал­мов», и мне это было инте­рес­но. Мне все­гда инте­рес­на лич­ность. Когда вы про­из­нес­ли сло­во “нео­клас­си­цизм”, вы дали мне инстру­мент , при помо­щи кото­ро­го я могу вас оправ­дать. Пото­му что до это­го мне каза­лось, что аль­бом бли­же к нью-эйджу, кото­рый со свя­щен­ны­ми тек­ста­ми, с моей точ­ки зре­ния, не соче­та­ет­ся. Поче­му я пере­жи­ваю? Наш ансамбль “Ихтис” испол­ня­ет пра­во­слав­ные пес­ни наро­дов мира, на 10–11 язы­ках. В этом смыс­ле тоже несем радость пра­во­сл­ва­вия. Но мы берем народ­ные духов­ные пес­ни, не бого­слу­жеб­ные. То, что народ поет за сто­лом. Мы не меня­ем вокаль­ный мате­ри­ал, про­сто обрам­ля­ем его в доступ­ные аран­жи­ров­ки. Но к свя­щен­ным тек­стам мы при­ка­сать­ся опа­са­ем­ся. Может быть это, дей­стви­тель­но, муж­ское виде­ние. Так вот, вы замах­ну­лись, замах­ну­лись. Може­те вос­при­ни­мать это, как сло­ва мисти­ка, но вы гото­вы к тому, что ваша жизнь теперь долж­на это­му все­му соот­вет­ство­вать? Неве­ру­ю­щий худож­ник не может писать ико­ны. Гото­вы вы впредь соот­вет­ство­вать этой новой жиз­ни или это оста­нет­ся хоб­би? Если это оста­нет­ся хоб­би, я за вас очень-очень боюсь. Если нет — бог вам в помощь и будь­те осто­рож­ны. У вас есть все — вокаль­ный диа­па­зон, эль­фий­ская внеш­ность, у вас огром­ный потен­ци­ал. И дер­жи­тесь Сер­гея Ста­ро­сти­на, мой вам совет. Он будет вашим про­вод­ни­ком. А вооб­ще я в послед­нее вре­мя рад любо­му, кто хоть что-то делает.

Гали­на Босая:
— Я ниче­го не боюсь. Псал­тирь обла­да­ет уди­ви­тель­ной силой и худо­же­ствен­ной кра­со­той. Это веч­ный жанр. Онеггер, Шен­берг пере­кла­ды­ва­ли псал­мы на музы­ку. Губай­дул­ли­на, Пярт, Вол­кон­ский. Их тоже кри­ти­ко­ва­ли. “12 свя­щен­ных псал­мов” я не бро­шу, и свою. груп­пу я не бро­шу. У нас в пла­нах — объ­е­хать весь мир. Для вас я хожу по краю. Я делаю все воз­мож­ное и чув­ствую ответственность.

Тут­та Лар­сен:
— Но в какой-то момент при­дет­ся выби­рать. Быть мис­си­о­не­ром напо­ло­ви­ну не получится.

Гали­на Босая:
— Я верю в бога, но не хочу об этом кричать.

Адри­ан Гусей­нов:
— Тогда не нуж­но гово­рить о мис­си­о­нер­стве. Луч­ше гово­рить: “Это одна из гра­ней мое­го твор­че­ства”. Так будет чест­нее и без­опас­нее. И если вы пла­ни­ру­е­те гастро­ли за рубе­жом, луч­ше обя­за­тель­но делать ремар­ку, что вы предств­ля­е­те совре­мен­ную рус­скую куль­ту­ру, пото­му что с тра­ди­ци­он­ной куль­ту­рой такой стиль мало связан.

Гали­на Босая:
— Я соглас­на, это вер­ное замечание.

Под­го­то­ви­ла Ната­лья КРАСИЛЬНИКОВА.
Фото автора

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.