Ирина ГОРЮНОВА: «Чтобы стать великим писателем нужно не думать о том, что хочешь стать великим писателем»

359

На стра­ни­цах «Арт­Мос­ко­вии» мы уже неод­но­крат­но пред­став­ля­ли мос­ков­ско­го писа­те­ля, поэта, авто­ра дет­ских ска­зок и фан­та­сти­че­ских исто­рий, по сов­ме­сти­тель­ству лите­ра­тур­но­го аген­та Ири­ну Горю­но­ву. Не так дав­но, наши кол­ле­ги из Меж­ду­на­род­но­го куль­тур­но­го пор­тал «Экс­пе­ри­мент» под­го­то­ви­ли интер­вью с Ири­ной. С боль­шим удо­воль­стви­ем и с их раз­ре­ше­ния мы пуб­ли­ку­ем его на нашем сайте.

Ирина Горюнова

- При­зна­ние, что оно зна­чит лич­но для Вас?

- Для меня при­зна­ние озна­ча­ет то, что мой труд, созда­ва­е­мые мной про­из­ве­де­ния, будь то сти­хи, сказ­ки или рома­ны, напи­са­ны не зря, что это кому-то нуж­но и инте­рес­но. Это эмо­ци­о­наль­ная отда­ча, обрат­ная связь с чита­те­лем, свое­об­раз­ная фор­ма диа­ло­га, обмен энергией.

- Какие кни­ги и авто­ры ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние Ваше­го мировоззрения?

- Я мно­го чита­ла с дет­ства. Роди­те­лям неко­гда было зани­мать­ся мной, поэто­му мои­ми глав­ны­ми дру­зья­ми были кни­ги, самые раз­ные. Начи­на­лось все со ска­зок и рас­ска­зов для детей, с Кор­нея Чуков­ско­го, Саму­и­ла Мар­ша­ка, Агнии Бар­то, Бори­са Жит­ко­ва. Одной из моих самых люби­мых книг я счи­та­ла книж­ку «Ребя­та и зве­ря­та» Оль­ги Перов­ской. Потом я зачи­ты­ва­лась собра­ни­я­ми сочи­не­ний Алек­сандра Дюма, Дже­ка Лон­до­на, Ги де Мопас­са­на, Кон­стан­ти­на Ста­ню­ко­ви­ча и мно­гих дру­гих писа­те­лей. Для меня в кни­гах глав­ное это посыл добра, состра­да­ние, стрем­ле­ние к сво­бо­де преж­де все­го внут­рен­ней, поз­во­ля­ю­щей выста­и­вать и не сги­бать­ся, не пре­да­вать себя и свою лич­ность, отста­и­вать свое мне­ние и позицию.

- Под вли­я­ни­ем каких эмо­ций Вы нахо­ди­тесь в момент тво­ре­ния? На что похо­же это состояние?

- Конеч­но, это зави­сит от того, что я пишу. Когда настро­е­ние лири­че­ское и пишут­ся сти­хи – это одно, когда сказ­ки – дру­гое, рас­ска­зы и рома­ны – тре­тье, кри­ти­че­ские ста­тьи – чет­вер­тое… Но в целом состо­я­ние вдох­но­ве­ния опи­сать очень слож­но. Это духов­ный порыв, связь с кос­мо­сом, с миро­зда­ни­ем, когда писа­тель бук­валь­но запи­сы­ва­ет дик­ту­е­мое ему свы­ше. Это мучи­тель­но пре­крас­ное состо­я­ние, кото­рое невоз­мож­но пре­рвать, пока то, что необ­хо­ди­мо запи­сать, не будет зафик­си­ро­ва­но в печат­ном виде.

- Любовь — ? Что имен­но зна­чит это сло­во для Вас?

- Любовь — поня­тие мно­го­гран­ное. Есть любовь к ребен­ку, роди­те­лям, муж­чине или жен­щине, дру­гу, миру, Родине… Любовь это преж­де все­го жела­ние дарить, отда­вать, не думая о том, что ты полу­чишь вза­мен и полу­чишь ли вооб­ще. Любовь – это вдох­но­вен­ный акт тво­ре­ния, срод­ни акту сотво­ре­ния мира Богом.

- Про­дол­жи­те фра­зу: «Что­бы стать вели­ким писа­те­лем нужно ...»?

- … не думать о том, что хочешь стать вели­ким писа­те­лем. Нуж­но мно­го читать и уметь вос­хи­щать­ся про­из­ве­де­ни­я­ми дру­гих писа­те­лей… Нуж­но уметь редак­ти­ро­вать свои тек­сты и пра­вить их, порой пра­вить без­жа­лост­но. Нуж­но быть хоро­шим пси­хо­ло­гом, акте­ром, режис­се­ром, твор­цом, уметь думать и как ребе­нок, и как сол­дат, как свя­щен­ник и палач и на вре­мя ста­но­вить­ся каж­дым из сво­их пер­со­на­жей… Нуж­но быть уве­рен­ным в себе и посто­ян­но сомне­вать­ся, уметь кро­пот­ли­во и дос­ко­наль­но про­ве­рять истин­ность исто­ри­че­ских фак­тов, досто­вер­ность каж­дой из опи­сы­ва­е­мых дета­лей… И еще очень мно­го все­го нужно…

- Какой совет Вы бы мог­ли дать чело­ве­ку, кото­рый нахо­дит­ся в состо­я­нии «душев­ной пустоты»?

- Юрий Леви­тан­ский когда-то напи­сал, что «Каж­дый выби­ра­ет для себя….». Мы сами выби­ра­ем как нам жить и чем жить. Мож­но быть бога­тым и несчаст­ным, бед­ным и счаст­ли­вым, бога­тым и счаст­ли­вым. Глав­ное, это при­нять на себя ответ­ствен­ность за свою жизнь и судь­бу, не сва­ли­вая вину за неуда­чи на кого-то дру­го­го: роди­те­лей, сосе­дей, началь­ство, госу­дар­ство, Бога… Мы сами тво­рим все, что с нами слу­ча­ет­ся. Что­бы вый­ти из душев­но­го кри­зи­са, нуж­но взять себя в руки, пове­рить в то, что все воз­мож­но и мир пре­кра­сен, научить­ся улы­бать­ся, пусть сна­ча­ла и через силу и дарить теп­ло души дру­гим. Тогда мир отклик­нет­ся и ста­нет помо­гать, направ­лять, дарить теп­ло и радость в ответ. Если чело­век счи­та­ет, что он нико­му не нужен, сто­ит огля­нуть­ся и посмот­реть на себя со сто­ро­ны, спро­сить себя: «А что ты сде­лал для того, что­бы быть нуж­ным, быть любимым?».

- Что ново­го и инте­рес­но­го вы откры­ли для себя в послед­нее время?

- Я посто­ян­но откры­ваю для себя что-то новое и инте­рес­ное: дру­гие горо­да и стра­ны, зна­ния, хоб­би, людей, кото­рых встре­чаю на сво­ем пути, кни­ги… Напри­мер, в про­шлом году я в пер­вый раз побы­ва­ла в Алма­те, Росто­ве-на-Дону, Темрю­ке, Воро­не­же, Тару­се; ста­ла зани­мать­ся деку­па­жем и рестав­ра­ци­ей мебе­ли… В этом году про­чи­та­ла заме­ча­тель­ный роман Гузель Яхи­ной «Зулей­ха откры­ва­ет гла­за», посе­ти­ла выстав­ку Фри­ды Кало в Санкт-Петер­бур­ге, нача­ла писать новые сказ­ки… И в моих пла­нах мно­го все­го ново­го и инте­рес­но­го, но о пла­нах луч­ше не гово­рить, а вопло­щать их в реаль­ность, поэто­му об этом я умолчу.

- Самое яркое вос­по­ми­на­ние дет­ства.

- Их мно­го, этих вос­по­ми­на­ний… Я про­сы­па­юсь утром, ком­на­ту зали­ва­ет сол­неч­ный свет, за окном поют пти­цы, бабуш­ка что-то гото­вит на кухне, а я зами­раю от пред­вку­ше­ния празд­ни­ка и чего-то пре­крас­но­го, что вот-вот слу­чит­ся… Или… зим­ний вечер, за окна­ми тем­но, слыш­но, как двор­ни­ки раз­гре­ба­ют лопа­та­ми снег, а рядом с кро­ва­тью сто­ит наря­жен­ная елка с мига­ю­щей гир­лян­дой, рас­про­стра­ня­ю­щая непо­вто­ри­мый запах хвои… Я кру­чу ново­год­ний шарик, кото­рый таин­ствен­но поблес­ки­ва­ет и слов­но под­ми­ги­ва­ет мне, обе­щая мно­же­ство подар­ков и чудес, кото­рые вот-вот нач­нут про­ис­хо­дить… Я зами­раю и жду, а потом засы­паю в обним­ку с люби­мым миш­кой – мяг­кой игруш­кой по име­ни Майкл…

- Како­ва роль худож­ни­ка в жиз­ни обыч­но­го человека?

- Насто­я­щее про­из­ве­де­ние искус­ства рож­да­ет катар­сис, очи­ще­ние и пре­об­ра­же­ние души, избав­ле­ние от стра­да­ний, муче­ний, пло­хих мыс­лей и чувств. Это воз­мож­ность посмот­реть на себя и дру­гих со сто­ро­ны, понять и пожа­леть их, может быть, отпу­стить и идти даль­ше. Это рож­де­ние диа­ло­га внут­ри себя, пре­об­ра­же­ние мыс­лей и чувств, жела­ние тво­рить и созда­вать, пре­об­ра­жать, раз­ви­вать­ся, узна­вать что-то новое… Любой чело­век может быть твор­цом в сво­ей обла­сти, в том, в чем он может и хочет реа­ли­зо­вать­ся. Я виде­ла потря­са­ю­щие по кра­со­те кар­ти­ны, кото­рые рису­ет на зем­ле двор­ник, кар­ти­ны, созда­ва­е­мые при помо­щи мет­лы и сне­га. И люди, кото­рые про­сы­па­ют­ся утром и соби­ра­ют­ся на рабо­ту, когда видят их, начи­на­ют улы­бать­ся, отбра­сы­вая что-то нега­тив­ное или тре­вож­ное. Этот чело­век созда­ет чудес­ное настро­е­ние и настрой дру­гим людям, пере­да­вая им свое теп­ло. А они, в свою оче­редь, воз­мож­но, вме­сто того, что­бы с кем-то поскан­да­лить по доро­ге, улыб­нут­ся и про­тя­нут руку, что­бы помочь ста­руш­ке, ребен­ку, бере­мен­ной жен­щине… Худож­ник, в широ­ком зна­че­нии это­го сло­ва, может помочь любо­му чело­ве­ку само­му стать худож­ни­ком и твор­цом, что­бы делать этот мир луч­ше и чище. Я счи­таю, что имен­но в этом его роль и задача.

Фото — стра­ни­ца Ири­ны ГОРЮНОВОЙ в Facebook

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.