Александр Попов, со-основатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М.Третьякова (НИНЭ им. П.М.Третьякова)
Купить оригинал Моне на барахолке за $50? Выбросить из старой квартиры картину Кандинского за несколько тысяч евро? Все это более чем реально. Ничего особенного для того, чтобы внезапно приобрести или потерять целое состояние, делать не надо. Достаточно просто пренебрегать экспертизой.
За годы работы в области оценки произведений искусства я десятки раз сталкивался с подобными историями. Проиллюстрирую парой примеров из жизни.
Один мой знакомый потратил много сил на выявление владельцев известных картин. Нашел он их с большим трудом, но страшно удивился итогам поисков. Оказалось, что многие из них продали картины по бросовой цене, в то время как произведения искусства стоили миллионы. Такое часто бывает с работами советских художников.
Еще один товарищ купил квартиру со всем содержимым. На первый взгляд, вещи не представляли никакой ценности: старая мебель, дряхлый диван, несколько покрытых пылью картин. Бывший хозяин при осмотре сказал, что весь этот хлам можно выбросить. Но мой знакомый решил разобраться, что ему досталось в довесок. Каково же было его удивление, когда под слоями пыли обнаружились оригиналы Кандинского, Левитана и Коровина. Естественно, их стоимость могла перекрыть цену любой квартиры.
Что объединяет эти случаи? В обеих ситуациях дело не только в везении, но и в отношении к вещам. Если вы в чем-то не разбираетесь – лучше обезопасьте себя и обратитесь к специалистам. Тем более, что на начальном этапе это совсем несложно. Например, вам не нужно никуда ходить, достаточно сперва прислать фотографии картины. Так можно дистанционно выявить грубую подделку или назвать примерную стоимость работы. Но, если у экспертов возникают сомнения, то тогда просят привезти работу в мастерскую.
Вы должны понимать, что владелец вовсе не обязан быть экспертом в искусстве. Это действительно сложно, специалисты учатся всю жизнь. Тем не менее, есть ряд вещей, на которые нужно обратить внимание, чтобы случайно не выбросить ценное произведение искусства.
Для начала вдумчиво рассмотрите картину. Внимание нужно обращать на подпись художника, дату и возможные пометки на обороте. Эту информацию можно вычленить и без специального образования. Покопайтесь в интернете, изучите искусствоведческую литературу об этой эпохе. Вполне возможно, вам удастся узнать что-то о художнике или найти похожие по манере исполнения работы. Возраст картины часто почти ничего не говорит о ее ценности. Но это позволяет примерно определить, что в тот момент было актуально для мира искусства. Непризнанный шедевр вряд ли удастся выявить, но вы будете обладать неким объемом информации.
Подключите чувственную сторону своего восприятия: картина должна быть гармоничной, иметь сюжет и «цеплять». От действительно хорошей работы часто бывает буквально не оторваться. И чем дольше смотришь на нее, тем больше проявляется деталей.
Не торопитесь заключать сделку: продажа картины не терпит спешки. Если вдруг нашелся покупатель, которому не терпится приобрести работу, договоритесь о более подробной экспертизе. Тут нет ничего страшного – это нормально для рынка искусства. А вот, идти наобум в лавку старьевщика не стоит – там работу по достоинству оценивать не будут.
Профессиональная экспертиза состоит из стилистического и технико-технологического исследований. Для выявления стилевых особенностей специалисты анализируют произведение искусства с точки зрения сходства с базой эталонного материала. Они внимательно изучают особенности авторской манеры, характер почерка и начерка. Это большая и трудоемкая работа, требующая сбора материалов.
Длительность экспертизы всегда очень индивидуальна. Это зависит от ее сложности, изученности творчества автора. Например, искусствоведы научились достаточно четко и быстро отличать подлинники Айвазовского от подделок. Тут я могу назвать даже конкретные цифры: экспертиза его работы обойдется в сумму около €1000 при рыночной стоимости в €800 000.
Для детального изучения произведений искусства существует ряд методов, недоступных непрофессионалам. Это исследование в ультрафиолетовых лучах и инфракрасном спектре, использование рентгеновского аппарата, работа с микроскопом. Все это помогает узнавать о картине новые подробности: как она писалась, реставрировалась, что с ней происходило.
Говорить о сроках тоже крайне сложно. В среднем на исследование уходит две недели. Но бывают и такие случаи, когда приходится иметь дело с работами периода раннего творчества, когда художник еще плохо узнаваем. Это более трудоемкая задача, решение которой часто напоминает детектив. Специалистам приходится искать похожие вещи в музеях, обращаться к зарубежным коллегам. Процесс может затянуться на месяцы. Но результат обычно того стоит.
Фото – студенческий автопортрет главного редактора СМИ «АртМосковия» Ольги Несновой. 1985 год. Оргалит, масло, 42,5х23 см