В июне 2021 года завершились съёмки короткометражного фильма «Свиделись» об одиночестве пожилых людей по одноимённому рассказу Людмилы Куликовой. Фильм реализуется при грантовой поддержке Росмолодёжи. Мы поговорили с режиссёром-постановщиком фильма Лолитой Наранович.
– Расскажите, как пришла идея снимать фильм «Свиделись»?
– Идея пришла моему продюсеру Галине Фесенко, она всегда старается найти самые актуальные и остросоциальные темы для наших кинопроектов. Эти темы всегда откликаются и во мне, наверное, поэтому у нас получилось такое плодотворное сотрудничество.
– Трудно ли было найти актёров?
– На самом деле, с одной стороны, актеров, кажется, что найти легче всего. Дал объявление – и вот уже толпами к тебе на пробы идут талантливые люди.
Но на деле – выбор актёра самая важная и самая сложная задача. Я очень рада, что мы нашли прекрасную Ирину Балай на роль мамы, в жизни Ирины было много трагедий, совсем недавно она похоронила единственного сына, также очень давно умер любимый супруг. Можно сказать, что судьба нашей героини чем-то ей близка, она хорошо понимает горечь ее одиночества. Роль сына исполнил Роман Грибков, с которым мы уже работали в фильме «Бедные люди», где он также играл многодетного отца. Все эти роли очень близки Роману, так как он сам мне признавался неоднократно. В реальной жизни он тоже многодетный папа, и ему приходилось переживать разные периоды, в том числе финансовые и жилищные проблемы.
– Какие трудности возникли при подготовке и на съёмках?
– Трудности были во многих вопросах, но это нормально. Без трудностей успешных съёмок и быть не может. Я так считаю. Главное, что мы совсем этим успешно справляемся, благодаря слаженной совместной работе, находим компромиссы и общие решения. Вот, например, у актрисы Ирины Балай в жизни просто шикарный натуральный цвет волос и никакой седины. И Ирина не сразу согласилась стать в кино седовласой старушкой. Было некоторое сопротивление с её стороны, кроме того, она боялась испортить волосы. Но мы смогли убедить ее в необходимости сделать седину и безвредности краски. В последствии Ирина даже была рада таким изменениям во внешности, это помогло ей еще глубже погрузится в роль. Помню, как она смотрела на свои фотографии, которые мы делали на телефон в процессе съемок и повторяла: «Это же совсем другой человек, это больше не я».
– Какие работы ещё предстоят?
– Впереди один из самых сложных периодов – постпрдакшн. Съёмки — это здорово, хоть и стрессово, а постпродакшн, как мне кажется, более рутинная работа. Я помню, как один из моих мастеров во ВГИКе говорил: «Не спешите вешаться после того, как увидели первый черновой монтаж своего фильма!» Я вот сейчас отлично понимаю, о чем он говорил, и каждый раз себе напоминаю об этом.
С фильмом предстоит еще большая работа: монтаж, цветокоррекция, работа над звуком, работа с композитором. И только после этого можно будет судить о конечном результате.
— Когда ждать выхода фильма?
– Думаю, уже в следующем году, вы точно сможете увидеть фильма на каких-нибудь фестивалях в разных странах мира.
— За что вы любите свою профессию?
– Профессия режиссёр, кончено, очень нервная, так как именно режиссёр отвечает за конечный результат фильма. И я всегда очень сильно переживаю свои ошибки, но при этом мне так хорошо всегда на площадке, как нигде. Да, стрессово, да нервно, да бывают недопонимания с коллегами, конфликты. Но кино — это волшебство, и это волшебство как много и забирает твоей энергии, так и отдаёт потом сполна благодарными глазами зрителей, который после просмотра открыли для себя что-то новое, образами героев, которые воплотились с твоей помощью через актеров. Кино — это невероятно, и кино — это большая любовь на всю жизнь. Ты можешь с помощью кино менять людей, это важно очень, как я думаю. А ещё я поняла, что могу снимать кино даже, когда мне очень плохо в душе. Писать, вот например, я не могу! А быть на площадке, переживая что-то в душе — легко! И иногда даже страшно, что вот съёмки закончатся, и я останусь один на один со своей душевной болью. Кино сильно отвлекает от всего.
Беседовала Анна САМОЙЛОВА
Фото – Маргарита ОКУНЬ