Любовь ПОЛЯКОВА: «Все, что я открываю для себя, мне хочется открыть и для кого-то еще»

497

Пер­вая и бес­смен­ная веду­щая лите­ра­тур­но-музы­каль­ной гости­ной «Вол­шеб­ный фонарь», что 15‑й год про­во­дит­ся в ЦДК им. Кали­ни­на, Любовь Васи­льев­на Поля­ко­ва кате­го­ри­че­ски отка­зы­ва­ет­ся рас­ска­зы­вать о себе. Но о любом талант­ли­вом чело­ве­ке она гото­ва гово­рить часа­ми, при­чем так, что вы полю­би­те героя ее рас­ска­за не мень­ше, чем она сама...

Любовь ПОЛЯКОВА: «Все, что я открываю для себя, мне хочется открыть и для кого-то еще»

Учи­тель рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Любовь Васи­льев­на при­шла рабо­тать в биб­лио­те­ку ЦДК им. Кали­ни­на (фили­ал № 11 ЦБС г. Коро­ле­ва) 40 лет назад, 26 из них заве­до­ва­ла отде­лом обслу­жи­ва­ния. Все эти годы она успеш­но зани­ма­лась мас­со­вой рабо­той. Мож­но ска­зать, что задол­го до созда­ния гости­ной Поля­ко­вой была уго­то­ва­на роль ее хозяй­ки, так про­фес­си­о­наль­но она под­хо­ди­ла к под­го­тов­ке и про­ве­де­нию раз­но­пла­но­вых встреч.

В канун 90-летия биб­лио­те­ки мы пого­во­ри­ли с Любо­вью Васи­льев­ной о том, из чего же скла­ды­ва­ет­ся при­тя­га­тель­ность «Вол­шеб­но­го фона­ря» для наших горожан.

– Как воз­ник­ла сама идея создать лите­ра­тур­но-музы­каль­ную гости­ную с назва­ни­ем «Вол­шеб­ный фонарь»?

– В 2001 году к нам в биб­лио­те­ку обра­ти­лась дирек­тор Дома-музея М.И. Цве­та­е­вой Зоя Атро­хи­на с прось­бой помочь про­ве­сти вечер, посвя­щен­ный 109-летию со дня рож­де­ния поэта. У музея тогда были про­бле­мы с поме­ще­ни­ем. Мы отклик­ну­лись: взя­лись за сов­мест­ный про­ект. ЦДК им. Кали­ни­на предо­ста­вил нам ком­на­ту № 45. Тогда и при­шла идея про­ве­сти меро­при­я­тие в фор­ме лите­ра­тур­но-музы­каль­ной гости­ной. А назва­ние для нее пред­ло­жи­ла Зоя Нико­ла­ев­на, отыс­кав под­хо­дя­щие сло­ва «Вол­шеб­ный фонарь» в сти­хо­тво­ре­нии Мари­ны Ива­нов­ны. Так офи­ци­аль­ным днем рож­де­ния нашей гости­ной ста­ла памят­ная дата – 7 октября.

Тема­ти­ка меро­при­я­тий, про­во­ди­мых в биб­лио­те­ке, выхо­ди­ла дале­ко за рам­ки твор­че­ской жиз­ни Мари­ны Цве­та­е­вой. Гости­ная все чаще нача­ла про­во­дить­ся сила­ми наше­го кол­лек­ти­ва и ско­ро ста­ла само­сто­я­тель­ным про­ек­том библиотеки.

– В Год лите­ра­ту­ры уда­лось ли про­ве­сти встре­чу, кото­рая ста­ла лите­ра­тур­ным откры­ти­ем: и для вас, и для ваших гостей?

– Думаю, такое откры­тие слу­чи­лось на вече­ре, посвя­щен­ном твор­че­ской судь­бе Ксе­нии Некра­со­вой. Она жила у нас, в Бол­ше­ве, сни­ма­ла ком­на­ту. Оде­ва­лась Ксе­ния бед­но, жила где при­дет­ся, отли­ча­лась стран­но­стя­ми в пове­де­нии. Дале­ко не все пони­ма­ли ее белый стих. Но извест­но выска­зы­ва­ние Анны Ахма­то­вой о том, в Рос­сии есть два поэта – Мари­на Цве­та­е­ва и Ксе­ния Некрасова.

Нико­лай Асе­ев отме­чал, что в твор­че­стве Ксе­нии есть такие крас­ки, такое сло­во и чув­ство при­ро­ды, что ника­кой лите­ра­тур­ный инсти­тут подоб­но­му не научит. Он же высту­пил с ини­ци­а­ти­вой напе­ча­тать ее сти­хи в номе­ре жур­на­ла «Октябрь» в 1937 году. Инте­рес­но, что имен­но этот жур­нал попал в руки к худож­ни­ку Фаль­ку. Во вре­мя вой­ны он соби­рал­ся рас­то­пить им печь, но про­ли­став, натолк­нул­ся на сти­хи, кото­рые «пора­зи­ли его осо­бой пре­ле­стью наив­но­сти, све­же­сти… в них не было риф­мы, но была музы­ка, песен­ность…» Так вспо­ми­нал он о сво­ем впе­чат­ле­нии поз­же. Худож­ник решил, что дол­жен обя­за­тель­но встре­тить­ся с авто­ром сти­хов, и нашел Ксе­нию, даже напи­сал несколь­ко ее порт­ре­тов. Фальк опи­сы­вал жили­ще Ксе­нии в Бол­ше­ве. Он наве­стил ее, когда при­ез­жал в наши края в гости к Сер­гею Дурылину.

– А как часто в ауди­то­рии гости­ной соби­ра­ют­ся дея­те­ли науки?

– Не очень часто, но в апре­ле это­го года было имен­но так. «Кос­мос в крас­ках, музы­ке и сло­ве» – так мы назва­ли пре­зен­та­цию кни­ги наше­го зем­ля­ка Бори­са Кан­те­ми­ро­ва «Миха­ил Клав­ди­е­вич Тихо­нра­вов». Она вышла в июне про­шло­го года в Москве в изда­тель­стве «Нау­ка» и была утвер­жде­на в печать реше­ни­ем ред­кол­ле­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

С Бори­сом Нико­ла­е­ви­чем мы позна­ко­ми­лись на вече­ре лау­ре­а­тов лите­ра­тур­ной пре­мии им. С.Н. Дуры­ли­на в 2013 году. На кон­курс он пред­став­лял руко­пись сво­ей буду­щей кни­ги. Когда моно­гра­фия вышла в свет, я с тру­дом, но все же уго­во­ри­ла это­го очень скром­но­го чело­ве­ка устро­ить пре­зен­та­цию кни­ги. О дате про­ве­де­ния гости­ной дого­ва­ри­ва­лись око­ло года: воз­ни­ка­ли раз­ные слож­но­сти, он часто бывал в отъ­ез­дах. Толь­ко в апре­ле заду­ман­ное уда­лось реа­ли­зо­вать. Собра­лись те, кто хоро­шо зна­ком с Бори­сом Нико­ла­е­ви­чем и пол­но­стью раз­де­ля­ет его взгля­ды в оцен­ке роли Тихо­нра­во­ва в оте­че­ствен­ном раке­то­стро­е­нии. Важ­но, что в кни­ге сде­лан акцент на автор­ские идеи Миха­и­ла Клав­ди­е­ви­ча, послу­жив­шие твор­че­ским толч­ком для тех раз­ра­бо­ток, кото­рые про­во­ди­лись Сер­ге­ем Коро­ле­вым и Мсти­сла­вом Келдышем.

– Как про­шла гости­ная, посвя­щен­ная 70-летию Победы?

– Вре­мя у город­ских вете­ра­нов Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в канун празд­но­ва­ния 70-летия Побе­ды было рас­пи­са­но по часам. Реше­ние о том, кто из них будет в гости­ной, при­ни­ма­ли в город­ском Сове­те вете­ра­нов. Я очень вол­но­ва­лась, до послед­не­го момен­та не зна­ла, кто же при­дет. Хоро­шо пом­ню, что, когда вошла и уви­де­ла чет­ве­рых доро­гих всем нам гостей, ком к гор­лу подо­шел, так я была им бла­го­дар­на! Из гостей-фрон­то­ви­ков мы тор­же­ствен­но чество­ва­ли извест­но­го в горо­де кава­ле­ра орде­на Сла­вы трех сте­пе­ней Алек­сандра Гав­ри­ло­ви­ча Когу­тен­ко и незна­ко­мую мне тогда Вален­ти­ну Федо­ров­ну Неплю­е­ву. Об этой уди­ви­тель­ной, такой хруп­кой жен­щине мож­но рас­ска­зы­вать очень дол­го. На фронт она ушла доб­ро­воль­цем. В это труд­но пове­рить, но слу­жить ей при­шлось в тан­ко­вых войсках!

Тема Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны для всех нас осо­бен­ная. Толь­ко за пери­од с 2009 года мы орга­ни­зо­ва­ли 12 боль­ших меро­при­я­тий, посвя­щен­ных ее геро­ям, в этом году с про­ек­том «Спа­си­бо деду за Побе­ду!» вышли на губер­на­тор­ский кон­курс «Наше Подмосковье».

– Над чем вы рабо­та­ли еще недав­но, что в планах?

– «Цве­ток поле­вой Рос­сии» – так мы назва­ли вечер к юби­лею Сер­гея Есе­ни­на. 120 лет со дня рож­де­ния поэта, и обой­тись без его поэм? Реши­ли, что надо обя­за­тель­но про­честь и «Чер­но­го чело­ве­ка», и «Анну Сне­ги­ну». Воз­мож­но, не все с ними зна­ко­мы, а сам Есе­нин счи­тал, что «Анна Сне­ги­на» – луч­шее из того, что им созда­но. Он начал ее в декаб­ре 1924 года, а в фев­ра­ле писал, что поэ­ма гото­ва. Рабо­та над ней была для него зацеп­кой за жизнь… Вечер про­хо­дил в вели­ко­леп­ном музы­каль­ном оформ­ле­нии. Наши дру­зья из мос­ков­ско­го «Теат­ра трех муз» и город­ской музы­каль­ной шко­лы испол­ни­ли про­из­ве­де­ния Рах­ма­ни­но­ва, Мет­не­ра: зву­ча­ли гита­ра, фор­те­пи­а­но, альт.

А недав­но у нас была встре­ча стар­ше­класс­ни­ков с сотруд­ни­ка­ми «Кали­нин­град­ской прав­ды». При­ят­ным сюр­при­зом стал для нас пода­рок от редак­ции газе­ты – пер­вый номер «Кали­нин­град­ской прав­ды», вышед­ший в 1931 году.

Что каса­ет­ся пла­нов, то, конеч­но же, гото­вим­ся к юби­лею биб­лио­те­ки. А в более отда­лен­ной пер­спек­ти­ве пред­сто­ит рабо­та над про­ек­та­ми, посвя­щен­ны­ми Году кино: «Исто­рия кино в жиз­ни г. Коро­ле­ва», «Дея­те­ли кино в Бол­шев­ском крае» и другими.

– Уда­ет­ся ли вам выклю­чить «Вол­шеб­ный фонарь» из сво­их буд­ней, хоть нена­дол­го, что­бы про­сто отдохнуть?

– Все, что я откры­ваю для себя, мне хочет­ся открыть и для кого-то еще. Воз­ни­ка­ет огром­ное жела­ние поде­лить­ся. А что­бы это полу­чи­лось, надо очень хоро­шо потрудиться.

При­ве­ду при­мер. Рабо­тая над вече­ром, посвя­щен­ным Чехо­ву, я дол­го дума­ла, как же его закон­чить? Нако­нец, в 4 утра нахо­жу вос­по­ми­на­ния пле­мян­ни­цы Анто­на Пав­ло­ви­ча. В них – отры­вок из выска­зы­ва­ния Татья­ны Щеп­ки­ной-Купер­ник. Читаю и чув­ствую, как отлег­ло: нуж­ные сло­ва най­де­ны. Мысль, кото­рую они пере­да­ют, очень важ­на, и я про­сто обя­за­на доне­сти ее до каж­до­го, что­бы люди поня­ли, почув­ство­ва­ли глав­ное! Над этим я рабо­таю постоянно…

Ната­лия ПОДОЛЬСКАЯ
Фото из архи­ва биб­лио­те­ки ЦДК им. Калинина
Источ­ник — сайт in-korolev.ru

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.