Мартин Макдонах и его «Сиротливый запад» в постановке А.Е. Савельева (театр «Станиславский.com»)

585

Мартину Макдонаху было 26, когда его заметили как драматурга. Режиссёр театра Гэрри Хайнс, случайно наткнувшись на рукопись одной из пьес молодого Макдонаха, обнаружила в нем талант и уже через год, в феврале 1996-го, состоялась премьера пьесы «Королева красоты из Линейна». К слову, пьеса входила в «Трилогию Линена» вместе с «Черепом из Коннемары» и «Сиротливым западом», поставленным в нашем театре.

Удивительно, что на всём своём творческом пути Макдонах считал театр «худшим из искусств». Он «фанател» от Скорсезе и Тарантино, хотел прорваться в Голливуд и долгое время пытался писать сценарии к фильмам, но, по его собственному выражению, «получалась полная херня». Именно поэтому Макдонах решил писать пьесы, говоря, что это на тот момент был единственный вид искусства, в котором он «ещё не успел облажаться».

Была и другая причина. Мартин не хотел заниматься традиционным для Ирландии ремеслом и жил в то время вместе с братом Джоном в Лондоне на пособие по безработице. Начав писать и проявив успехи на этом поприще, Джон получает стипендию на обучение в Лос-Анджелесе и уезжает в Штаты учиться на киносценариста. Конечно, Мартин не желает оставаться позади в негласном соревновании и всерьёз задумывается над тем, чтобы написать, наконец, что-то стоящее.

Макдонах поставил себя в рамки строгой дисциплины. Определив для себя цель – каждый день писать что-то новое, он начинает регулярно заниматься. В течении следующих за этим решением девяти месяцев Макдонах пишет семь пьес. Одна из них – «Сиротливый запад».

Действие пьесы разворачивается в Ирландии. Два брата, один из которых убивает отца, беспощадно мучают друг друга, а безнадежный священник, захаживающий к ним в гости, выпивает так же часто, как предлагает утешение в вере и исповеди.

Стоит заметить, что утративший веру священник – традиционный для творчества драматурга герой, и не случайно. В католической школе, которую посещал Мартин, будучи ребенком, наставники так ревностно “пеклись” об усвоении подопечными Божьего Закона и канонов, что Мартин отвернулся от религии и вырос атеистом.

Герои «Сиротливого запада» – очень эмоциональны, экспрессивны и в какой-то мере безумны. Братья Коннор, кажется, настолько “омертвели” в духовном плане, что могут вызвать лишь отвращение, но отрицательная харизма, которую раскрыл режиссер в каждом герое, как раз притягивает и заставляет следить за ними. Взрывной характер автора сказывается на творчестве – его персонажи никогда не будут скучными. Они полны энергии, они могут быть глупыми или ничтожными, смешными или вызывающими жалость, но они всегда яркие и неповторимые.

Темы «Сиротливого запада» можно назвать сквозными для всего творчества Макдонаха. Это и безмерное равнодушие людей друг ко другу, и повисшая в воздухе, но так и не нашедшая выражение угроза наказания за грехи, бессмысленность существования, которая захлестывает и разъедает всё человеческое естество.

Критики до сих пор спорят по поводу творческого метода Мартина Макдонаха. Одни восхищаются его мудрым юмором, лукавой усмешкой, трезвым реализмом. Другие обвиняют в «эстетизации насилия», в пропаганде вседозволенности и жестокости.

Новую, смелую трактовку «Сиротливого запада» предлагает режиссёр и художественный руководитель театра «Станиславский.com», Антон Савельев (на фото).

С одной стороны, герои Макдонаха максимально понятны зрителю, ведь человеческая природа не имеет континентальной принадлежности. С другой стороны – в постановке А.Е. Савельева душевные искания ирландского драматурга обретают новый смысл, понятный и актуальный именно для российского зрителя.

Постановке свойственен глубокий символизм.

Человек, знакомый с библейскими сюжетами (в частности с книгами Нового Завета), наверняка проведёт для себя интересные параллели. В то же время, режиссерское видение таково, что спектакль прост и понятен. Каждый человек, вне зависимости от уровня своего культурного образования, может вынести из спектакля что-то для себя. Но чем шире уровень познания, тем больше открытий можно найти, пласт за пластом погружаясь в историю еще глубже.

Отличительно для постановки и то, что действие спектакля начинает разворачиваться прямо в фойе. Атмосферу удушающей безысходности передаёт доносящийся откуда-то неподалёку звон колоколов, зажжённые свечи, фарфоровые статуэтки святых, стоящие в жестяных формах, наполненных водой… И фраза, как бы невзначай брошенная одним из братьев Коннор в сторону: «Что? Самогона всем хватило?..». Зритель с первых минут оказывается участником траурного события. Он уже не в фойе театра, он на поминках в захолустном ирландском городишке.

«Станиславский.com» – это новое слово в театральном пространстве города Чебоксары. Раздвигая рамки обыденного, театр точнее попадает в зрителя, погружая его в историю максимально глубоко. Через игру актёров, которой хочется верить, через реалистичность декораций и отсутствие рамок между сценой и зрителем.

Спектакль предоставляет возможность провести ревизию своих ценностей. Признаться себе, что мелочность – это ничтожнейшее из чувств. Вспомнить, что умение прощать невероятно важно. Что любовь к ближнему – высший дар, который имеет человечество.

Это спектакль о человеке и о его сущности.

О нас с вами.

Елизавета УДАЛОВА,
Фото Сергей МИХАЙЛОВ

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.