МХАТ им. М. Горького продолжает удивлять новыми форматами

694

В преддверии 120-летия со дня рождения выдающегося советского композитора на главной сцене театра «искрил» спектакль-концерт «Исаак Дунаевский: Коллайдер счастья». Удивительный музыкальный вечер стал своего рода увертюрой к масштабной премьере, посвященной жизни и творчеству «красного Моцарта», которую публика увидит в июне 2020-го года.

Буквально две недели назад МХАТ им. М. Горького делился своими секретами с журналистами в рамках проекта «МХАТ говорит!», но запасов тайн в театре хватит надолго – 10 декабря публика познакомилась еще с одной.

Мало кто знает, что в зрительном зале под первыми тремя рядами партера, которые именуют литерными, «прячется» вместительная оркестровая яма, а акустике этого пространства могут позавидовать самые известные концертные площадки. Судя по всему, здание на Тверском бульваре изначально проектировалось в расчете на присутствие в репертуаре МХАТ музыкальных спектаклей, но только сейчас наполняется жизнью каждый сантиметр удивительных пространств, а творческая фантазия команды МХАТ находит место совершенно неожиданным форматам.

Первым экспериментом команды под художественным руководством Эдуарда Боякова в этом направлении стал спектакль, посвященный Исааку Осиповичу Дунаевскому. Музыкальный вечер стал путешествием во времени для тех, кто с детства воспитан на прекрасной музыке Дунаевского, и открытием для молодых людей, впервые услышавших задорные напевы веселого ветра.

Режиссеры Эдуард Бояков и Сергей Глазков запустили музыкальный «Коллайдер счастья» на стыке жанров. Дмитрий Минченок, «переквалифицировавшись» из драматурга в артиста, перелистал страницы яркой жизни композитора. Исаак Осипович предстал перед завороженным зрительным залом живым человеком, который любил, радовался и страдал, как и каждый из нас.

Дмитрий Минченок, биограф Исаака Дунаевского: «Для меня Исаак Осипович — источник оптимизма и образец поведения. Пытаясь понять его простоту в музыке, я пытаюсь понять секрет, чтобы делать так же в слове. И он удивительно современен сейчас, потому что его музыка писалась для народа, она проникает в сердце…»

На сцене МХАТ звучали прекрасные голоса – примы Московского театра оперетты Анна Новиковой, солистки «Новой оперы» Елены Терентьевой, актера театра «Современник» Ильи Лыкова в сопровождении Симфонического оркестра Министерства обороны РФ под управлением заслуженного артиста России Сергея Дурыгина. Слышать знакомые с детства, родные до боли мелодии «Марша веселых ребят» и «Лунного вальса», песен из легендарной киноклассики – «Цирка», «Весны», «Кубанских казаков» в исполнении мощного, полнозвучного оркестра было истинным наслаждением, для многих зрителей увы, почти забытом. А самую народную из песен Дунаевского – «Ой, цветет калина» вместе с солистами пел весь зал».

Михаил Тюренков, публицист, заместитель главного редактора сайта «Царьград», отмечает, что в который раз по-новому открыл для себя МХАТ им. М. Горького: «Сегодня произошло чудо. Удивительное русское чудо. Люди плакали, люди аплодировали, люди радовались, они ностальгировали, вспоминали музыку 20-40-х годов. Для кого-то это их юность, для кого-то – юность их родителей, для кого-то – юность их бабушек и дедушек. Это великое наше прошлое, наше общее прошлое. И, как удивительно сказал Эдуард Бояков, в этом действительно была теплота, была русская идентичность. Эта музыка не утрачивает актуальности в зависимости от политической конъюнктуры, от экономической ситуации. Она доходит до души человеческой. Она проникает и высвобождает эмоции, что-то такое, что есть в каждом из нас от наших предков – та самая генетическая память».

Культурным кодом считает музыку Дунаевского заместитель министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Вера Стрельникова: «Если в вас отозвалось сердце в ответ на песни Дунаевского, где бы вы их не услышали — значит, мы понимаем, мы близкие люди, это наши песни, это наш ДНК».

Автор множества популярных песен Игорь Зубков пришел с дочкой — ее бабушка когда-то играла в «Кубанских казаках», и сегодня связь времен стала зримой: «Лиричнейшая музыка Дунаевского на сцене МХАТ – это знаковое событие. Простая душевная музыка возвращается к слушателям, это удивительная простота композитора, который понимал свой народ. МХАТ тоже умеет понимать своего зрителя, говорить с ним о том, что действительно важно. И на мой взгляд, все идет верным путем. Для новой команды, мне кажется, важны именно искренность и душевная щедрость».

Продюсер Азамат Цебоев считает, что Дунаевский — это вечная музыка: «Мы видим, как отликается на его музыку и старшее поколение, и молодое. Удалось не только дать волю его прекрасной музыке, но показать его как живого человека — этакая 3D-картинка. Считаю, эксперимент удался, и теперь будет идти работа над большим спектаклем. Дунаевский у каждого, безусловно, свой, но он понятен всем, он родной».

Удалось немного заглянуть и в будущее – народный артист России Сергей Шакуров на время перевоплотился в самого виновника торжества: в его исполнении письмо Исаака Осиповича сыну зазвучало особенно проникновенно. Еще одну сцену азартно и весело разыграл темпераментный «квартет» в составе актрисы театра на Таганке Ирины Линдт и ее мхатовских коллег Елены Коробейниковой, Кристины Пробст и Артемия Оя.

Александр Власов, шеф-продюсер телеканала Россия-24 поделился впечатлениями: «Для меня это лучший подарок в преддверии дня рождения. От песен Дунаевского буквально мурашки по телу. А когда зазвучало “Широка страна моя родная”, я поймал себя на мысли, что хочется встать. С музыкальной стороны МХАТ открылся для меня как новая страница. Как удачно Эдуард Бояков сегодня сказал, это была хорошая репетиция, и теперь мы в ожидании новых музыкальных откровений театра».

Дизайнер Ирина Аликова поддерживает собеседника: «МХАТ изменился. Эта коллаборация на площадке замечательного оркестра, звучание роскошной музыки, голосов. Когда бы мы спели всем залом еще пару песен, то мы обнимались, целовались и вышли одной огромной семьей. Такое родство души дорогого стоит. Жить и знать слова всех этих песен – значит, что я с ними прожила всю свою жизнь, и надеюсь, что еще буду с ними жить. Я много слышала о новом художественном руководителе, о новой постановке, о нововведениях. Но пришла спонтанно – и это хорошо. Первый взгляд – он бывает очень точным. Я сегодня с таким первым свежим взглядом пришла и не разочаровалась, МХАТ действительно оживает, он развивается».

В этот вечер под сводами МХАТ царил праздник музыки, которая действительно помогает жить. Публика уходила очарованной прекрасным вечером и с одним важным вопросом — как теперь дождаться июньской премьеры?

Фото Геннадий УСОЕВ

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.