Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаМинин-хор встретит свой День рождения презентацией нового диска с музыкой Альфреда Шнитке

Минин-хор встретит свой День рождения презентацией нового диска с музыкой Альфреда Шнитке

Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор), в апреле нынешнего года отмечающий 49-летие с момента основания, представляет новый CD из произведений одного из главных композиторов XX века Альфреда Шнитке (1934-1998). Концерт-презентация состоится 27 апреля 2021 года в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.

Центральный элемент программы — Реквием (1975), одно из самых концептуальных высказываний Шнитке. Замысел родился во время работы над Квинтетом для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Изначально одна из частей этого сочинения представляла собой инструментальный реквием в миниатюре. Вскоре Шнитке получил заказ на музыку к спектаклю «Дон Карлос» (трагедия Фридриха Шиллера) Московского академического театра имени Моссовета; основой саундтрека должен был стать Реквием. Но сочинение переросло заданные рамки. Ради Реквиема Шнитке отложил работу над Квинтетом. Реквием завершен в 1975 году, премьера прошла в 1977 году в Будапеште (Венгрия), а на родине Шнитке, в СССР произведение долгое время «гуляло» в магнитофонных записях, и восторженные отклики передавались буквально из уст в уста. До сих пор сочинение крайне редко исполняется и записывается.

Главная трудность Реквиема — в смелом соединении стилей (от Барокко до авангарда), «высокого» и «низкого», в «драгоценном сплаве глубины и простоты» (фраза из рецензии Шнитке на концерт пианиста Алексея Любимова, которая так много говорит нам о его собственном сочинении). Зримое воплощение контрастов — состав исполнителей: наряду с традиционными для духовной музыки хором, органом — фортепиано, ансамбль ударных и духовых, электрогитара и бас-гитара. Реквием — одновременно одно из высших выражений полистилистики (принцип, сформулированный композитором, означает, что материалом для творца становятся буквально все звуки нашего мира) и так называемой новой простоты Шнитке. Невероятно трудно передать и дух спонтанности, которым пронизано сочинение. Шнитке говорил: «Реквием появился помимо моих сознательных усилий». Один из главных исследователей его творчества профессор Валентина Холопова отмечала: «Реквием сочинился Шнитке так легко, как если бы эту музыку ему подарили». 14 частей, в основном, воспроизводят классическую модель (идеалом Шнитке был Реквием Моцарта), и лишь одна из них (13-я, Credo — «Верую») обычно отсутствует в Реквиеме; Шнитке ввел ее, чтобы сделать композицию более динамичной. Последняя часть повторяет первую. Использован традиционный латинский текст заупокойной службы.

Для Минин-хора обращение к музыке Шнитке — одновременно дань традиции и новый этап биографии. С самого начала почти полувековой истории Владимир Минин и его хор уделяли огромное внимание пропаганде современной музыки. Нынешний альбом — первая запись под управлением Тимофея Гольберга. По инициативе дирижера, в 2019 году ставшего художественным руководителем коллектива, в репертуар Минин-хора вошло немало сочинений XX — XXI столетий. В ноябре 2019 года в Москве под управлением Тимофея Гольберга состоялось 2 исполнения Реквиема Шнитке (Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Рахманиновский зал Консерватории).

«В Реквиеме Шнитке многочисленные музыкальные аллюзии, контрастные стили спаяны в единую философскую и музыкальную концепцию. В этой концепции Барокко — образ идеального, но утраченного мира, диссонансы — хаос мира сегодняшнего, а, например, танго — аллегория гибели нравственности. Это очень «атмосферный» Реквием с множеством созерцательных и медитативных моментов», – говорит Тимофей Гольберг.

Запись Реквиема сделана зимой 2021 года в Тонстудии Мосфильма звукорежиссером Геннадием Папиным. Помимо Реквиема, альбом включает Три духовных хора, обращающиеся к православной музыкальной традиции и сочиненные в одну ночь 1984 года.

Помимо Реквиема Шнитке, в концерте 27 апреля Минин-хор исполнит хоровую миниатюру Гии Канчели (1935 — 2019) для хора и ансамбля ударных «Убаюкивание солнца» (Lulling the sun, 2008). Шнитке и Канчели связывала многолетняя дружба, ее фундаментом была общность художественных устремлений.

Кроме самого альбома, Минин-хор представит 10-минутный документальный фильм о том, как проходила запись.

В этот день зрителей концерта ожидает ещё одно событие — вручение адреса Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, основателю и Президенту Хора Владимиру Николаевичу Минину. Этой весной исполняется 50 лет с того момента, как легендарный дирижер стал ректором Института имени Гнесиных.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru