Музей АРТ4 представляет выставку Ирины Дрозд «Коллекционерша»

434

Что такое кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние сего­дня? Это уже не попыт­ка сохра­нить момент исто­рии, выра­жая его через упо­ря­до­чен­ные объ­ек­ты, как счи­тал Валь­тер Бенья­мин, и даже не пред­став­ле­ние себя во вне через реаль­ные пред­ме­ты: кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние в циф­ро­вом и вир­ту­аль­ном про­стран­ствах ста­но­вит­ся все более и более актив­ным. Что оста­ет­ся от кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния? Осо­знан­ный выбор того или ино­го явле­ния, добав­ле­ние его в опыт сво­е­го про­жи­ва­ния, «попыт­ка создать при­ем­ле­мую част­ную все­лен­ную» (Кевин М. Моист, Давид Банаш «Совре­мен­ное кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние: объ­ек­ты, прак­ти­ки и судь­ба вещей»).

Ири­на Дрозд. Закрой гла­за. Тебе сюр­приз. 2020 год

Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние сего­дня — это осо­знан­ное кон­стру­и­ро­ва­ние соб­ствен­ной инди­ви­ду­аль­но­сти через эле­мен­ты раз­лич­но­го уров­ня. Кол­лек­ци­о­ни­ро­вать мож­но все: пред­ме­ты, фан­то­мы вир­ту­аль­но­го мира, опыт, эмо­ции, чув­ства. В филь­ме Андрея Тар­ков­ско­го «Жерт­во­при­но­ше­ние» один из геро­ев назы­ва­ет себя «кол­лек­ци­о­не­ром собы­тий». Илья Каба­ков пишет пояс­не­ния к сво­ей кар­тине «Жук»: «Все живое делить­ся на тех, кто соби­ра­ет кол­лек­ции, и на тех, кто слу­жит пред­ме­том это­го коллекционирования».

Я в тра­ве нашел жука —
Чер­ный жук, блестящий,
Для кол­лек­ции моей
Самый подходящий.
Выры­ва­ет­ся мой жук,
Пры­га­ет, стрекочет.
Он в кол­лек­цию мою
Попа­дать не хочет.

Сти­хо­тво­ре­ние на кар­тине «Жук» Ильи Кабакова.

В сво­ем про­ек­те Ири­на Дрозд пока­зы­ва­ет юных геро­инь, они — кол­лек­ци­о­нер­ши, кото­рые толь­ко учат­ся это­му заня­тию. «Экс­по­на­ты» в свою кол­лек­цию они зама­ни­ва­ют, при­карм­ли­ва­ют, раз­гля­ды­ва­ют и созда­ют для них доми­ки — клет­ки, где те долж­ны суще­ство­вать. Геро­и­ни и боят­ся сво­ей кол­лек­ции, и любят, и бере­гут, и обсуж­да­ют. Что же такое сама кол­лек­ция? «Мон­стры», как назы­ва­ет их сама худож­ни­ца, с одной сто­ро­ны, кажут­ся нам абсо­лют­но фан­та­зий­ны­ми. С дру­гой, отча­ян­но напо­ми­на­ют тех самых жуков и пауч­ков, кото­рых мы в дет­стве сажа­ли в спи­чеч­ные короб­ки, изу­ча­ли и мучи­ли для того, что­бы при­об­ре­сти опыт вза­и­мо­дей­ствия с внеш­ним миром, научить­ся про­яв­лять себя вовне с помо­щью «дру­го­го». Это «дру­гое» и само не ожи­да­ет най­ти себя в подоб­ной ситу­а­ции, ведет себя напу­га­но, а порой наг­ло. Что же это такое?

Малень­кие кол­лек­ци­о­нер­ши Ири­ны Дрозд — соби­ра­тель­ни­цы ниче­го ино­го, как соб­ствен­ных эмо­ций, кото­рые худож­ни­ца вопло­ща­ет в неве­до­мых существах.

Эмо­ции эти, столь непри­выч­ные в дет­стве, при­ру­ча­ют­ся нами, сажа­ют­ся в короб­ки, осмыс­ля­ют­ся и оста­ют­ся жить в нашей дет­ской ком­на­те, где мы, изу­чая и при­ру­чая соб­ствен­ные чув­ства, ста­но­вим­ся собой, а ком­на­та, в свою оче­редь, оста­ет­ся жить в нас, вме­сте с мон­стра­ми, коро­боч­ка­ми и обра­за­ми друзей.

Ири­на Дрозд. В ван­ной. Син­те­ти­че­ская-кера­ми­ка, 26,5х26,5х16,5 см. 2020 год

Имен­но такую ком­на­ту рекон­стру­и­ру­ет худож­ни­ца, ове­ществ­ляя с помо­щью скульп­тур и кар­тин, нашу самую первую кол­лек­цию, кото­рая созда­ет­ся из вза­и­мо­дей­ствия с миром. Кол­лек­ция эта оста­нет­ся с нами на всю жизнь, и никто не зна­ет, где и какая коро­боч­ка неожи­дан­но откро­ет­ся. Воз­мож­но, имен­но в такой ком­на­те, со все­ми наши­ми мон­стра­ми, мы и ока­за­лись из-за послед­них собы­тий в мире.

Выстав­ка будет откры­та для посе­ще­ния с 18 июня по 25 июля 2020 года.

Мари­на АЛЬВИТР

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.